Культура

Взлет и крах первой субкультуры: как СССР продлил жизнь рок-н-ролла

13 апреля отмечается день рождения рок-н-ролла

Вслед за Днем космонавтики 13 апреля отмечается день рождения рок-н-ролла. Сейчас его празднуют в узких субкультурных кругах, поскольку жанр почти 70 лет назад ярко вспыхнув, быстро угас. Поэтому гимн рок-н-ролльщиков – Rock Around the Clock Билла Хейли, записанный 14 апреля 1954 года, широкой аудитории малоизвестен. Большинство, скорее, знает, кто такой Элвис Пресли, которого называют королем рок-н-ролла, однако после него были и другие поп-идолы из других жанров, ничем не уступавшие ему в обаянии, голосистости и эпатажности.

Секс-скандалы и армия погубили рок-н-ролл

В те же пятидесятые годы ХХ века появились и другие кумиры этого жанра – Чак Берри, Литл Ричард, Джерри Ли Льюис и Бадди Холли. Под их хиты новое поколение резво отплясывало, выдавая такие телодвижения, которые, с точки зрения консерваторов, были за гранью приличия. Например, мужчины двигали вперед своим тазом, а девушки, широко расставив ноги, запрыгивали на своих партнеров. И это был не просто новый танец и музыка – появилась первая субкультура, толчком для которой послужила новая музыка. У фанатов этого жанра был даже свой «прикид» – взбитый кок, большие бакенбарды и узкие брюки. Период, когда эта контркультура превратилась в американский масс-маркет, хорошо показана в фильме «Бриолин» с Джоном Траволтой в главной роли.

Но странным образом большинство звезд, которые в этом жанре задавали новые тренды, исчезли со сцены. Элвис ушел служить в армию, и этот год для него был потерян. А когда вернулся, были уже другие лидеры, кроме этого, он очень скоро с энергичных танцевальных песен переключился на душевные баллады. Бадди Холли, игравший интеллигентные рок-н-роллы, со всей группой погиб в авиакатастрофе. Чака Берри посадили после секс-скандала на пять лет, из которых он просидел три. А Джерри Ли Льюис проиграл войну моралистам, осудившим его за брак с 13-летней двоюродной сестрой.

После этого рок-н-роллы стали лишь элементом творчества многих рок-музыкантов, которые на свой манер переделывали хиты 50- начала 60-х годов. Те же «битлы» пели песни Чака Берри, а потом целая плеяда групп, играющих тяжелый рок, стали посвящать свои песни рок-н-роллу.

До СССР эта мода докатилась с большим опозданием, потому что массово западная музыка через «железный занавес» практически не проникала. Однако были отдельные эстрадные звезды, которые пели твисты и буги-вуги. Вначале это была главная звезда эстрады – Муслим Магомаев, а потом, когда другие исполнители и композиторы увидели, что западную культуру можно аккуратно вплетать в советскую эстраду, на танцполах массово зазвучал твист. 

Неудачная реанимация рок-н-ролла и запоздалая мода в СССР

В начале 80-х годов в США и Европе произошел новый всплеск популярности рок-н-ролла. Начали появляться группы, которые играли уже не танцевальный рок-н-ролл, а рок с «закосом» под те времена. Продюсеры решили, что это будет хорошей заменой популярному тогда еще панк-року. Поэтому на какое-то время звездами клубной музыки стали Crazy Cavan и Stray Cats. Но выйти на большую сцену они не смогли: с одной стороны, начиналась эра тяжелого рока, а с другой – диско, где танцы были попроще и менее энергичные.

Зато в СССР к середине 80-х годов стали массово появляться группы, которые старательно копировали все то, что для нас осталось в те времена за границей. И все это стало называться «рок-н-роллом» – неважно, что ты играешь, главное, что ты в оппозиции к традиционной эстраде. Главными же продолжателями рок-н-ролльной традиции в чистом виде были три группы. «Мистер Твистер», которые копировали Stray Cats и играли рокабилли, но после смерти солиста и гитариста Вадима Дорохова, они почти сошли на нет. Группа «Браво» – более попсовый и танцевальный вариант, и это принесло им огромную популярность на долгое время. А также Пит Андерсон и его группа «Архив», которые в основном перепевали чужие хиты в этом жанре, но профессиональнее, с участием джаз-бенда.

Почему Киев не смог конкурировать с Москвой

В Украине же рок-н-ролл развивался гораздо слабее только из-за того, что для постсоветского пространства того, что предлагала Москва, было вполне достаточно, поскольку массовой популярностью этот жанр не пользовался. Главными у нас в этом направлении были Mad Heads, играющие сайкобилли – смесь панка и рок-н-ролла. Однако этот жанр оказался не сильно востребован, кроме этого, их лидер Вадим Красноокий за 30 лет существования группы написал всего пару-тройку песен, ставших хитами. Чтобы как-то остаться в сфере шоу-бизнеса, ему пришлось со временем резко переориентироваться, и вначале они превратили украинские народные песни в рок-н-роллы, а потом вообще сменили направление своей деятельности на более популярный жанр – ска-панк. Это помогло им выйти из субкультурной ниши, но недостаток популярных песен не сделал их суперзвездами.

Вторые популяризаторы этого жанра – «OT VINTA!«. В отличие от Mad Heads, они играли более классический рок-н-ролл и писали шуточные тексты. Но суперзвездами они также не стали, оставшись популярной группой клубного формата.

Поклонникам рок-н-ролла не только в Украине, но и в других странах остается лишь ждать, когда какая-нибудь группа, играющая в этом стиле, сочинит несколько хитов, и их подхватит широкая аудитория, а не горстка неформалов. Хотя музыкантов, желающих играть рок-н-ролл, осталось все меньше. В развитии жанров важна преемственность: когда звезды одного поколения становятся кумирами для следующего. А в рок-н-ролле ничего нового не происходит настолько давно, что со временем о нем будет напоминать лишь строчка в рок-энциклопедии.

Слушайте подкасты Vesti.ua: Рок мертв: первый сезон музыкального подкаста, который надо послушать

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть