Культура

«Украинская новая волна 2020»: цвета нашего фасада

«Українська нова хвиля 2020»: кольори нашого фасаду

Авторские фильмы отечественных режиссеров пристально всматриваются в украинское настоящее

В национальный прокат вернулось украинское кино – все еще не массово, но вполне убедительно: 16 июля «Довженко-Центр» выпустил очередную (уже седьмую) подборку самых титулованных украинских короткометражных фильмов прошлого года «Украинская новая волна 2020».

В этот раз подборка не имеет подзаголовка, а только дату выпуска в прокат, однако этот тот случай, когда дата говорит сама за себя, и ее символику каждый может прочесть самостоятельно.

Вместе с тем, подборка имеет свою тональность, и это в основном темная тональность, не сколько пессимистическая, сколько подчеркнуто контраверсийная и полемическая. Альманах содержит авторские фильмы, которые пристально всматриваются в украинское настоящее, находя в нем поводы к самых разнообразных ощущений и суждений.

Композиционно подборка обрамленная двумя анимационными лентами – «Петровка-реквием» режиссера Екатерины Возниці и «Любовь» Никиты Лиськова. Обе картины перекликаются тематически, поскольку в обеих речь идет о недавних социальные процессы в Украине, связанные среди прочего с декоммунизацией, которая совсем недавно стала государственной политикой.

Декоммунизация коснулась не только памятники Ленину и другие символические изображения коммунистической эпохи, но и привела к переформатированию визуального и аудиального пространства украинских городов. Именно последнему посвящена лента Екатерины Возниці, которая переименование киевской станции метро «Петровка» на «Почайну» передает с помощью звуковых эффектов — и речь идет не только о смене имени, но и фактически самой сущности станции, которая не просто вернула себе историческое название, однако приобрела другого онтологического статуса. Изменение имени вызывает возмущение не столько социальных, сколько природных стихий – в конце фильма «Почайна» таки превращается в полноводную реку.

«Українська нова хвиля 2020»: кольори нашого фасаду

Лента Возниці максимально экспериментальная и динамичная, и она отражает мировосприятие жителя большого города, который вынужден находиться в пространстве, в котором концентрация звуков и визуальных стимуляций столь велика, что невольно приглушает все остальное и превращает человека мало не работа.

«Любовь» Никиты Лиськова опирается на топографию украинского города Днепр, в котором родился, вырос и до сих пор живет автор фильма. Это его не первая картина, однако именно она получила фестивальный успех – и в Украине, и за ее пределами. В частности, картина получила приз «Киноколо» от украинских кинокритиков как лучший анимационный фильм 2019 года, также имеет «Золотую Юлу» от украинской Киноакадемии в той же номинации.

Перед нами сюрреалистическая картина, сюжет которой творят непрерывные метаморфозы, которые происходят с персонажами и окружающими предметами. «Любовь» демонстрирует невероятно нестабилен, причудливый мир, который лишен каких-либо законов, включая законы физики. Сам режиссер о своем фильме говорит, что в первую очередь стремился удивить зрителя, сделать свою ленту максимально насыщенной и непредсказуемой. Другой составляющей замысла была его ориентация на настоящее. Именно в этом фильме налицо множество признаков нынешнего времени, нынешней Украины, которая находится в процессе сложных и болезненных трансформаций.

«Українська нова хвиля 2020»: кольори нашого фасаду

В такой своеобразной рамке из двух анимационных фильмов, которые являются авторскими рефлексиями по поводу социальных процессов последнего времени, разместились три игровых и один неигровой короткий метр – каждый со своей темой и в чем-то похожим настроением.

Лента режиссера Алексея Радинского «Цвет фасада: синий» ведет речь о непростой ситуации вокруг известной архитектурного сооружения, которую неофициально называют «Летающей тарелкой». Речь, собственно, о здании Украинского института научно-технической экспертизы и информации, которая находится в Киеве на улице Антоновича. Она была построена в 1978 году архитектором Флорианом Юрьевым, и до сих пор является одной из самых смелых и оригинальных сооружений Киева.

Еще до недавнего времени «Летающей тарелке» ничего не угрожало. Проблемы началась с началом строительства торгового центра неподалеку. Выяснилось, что заказчик строительства имеет намерение или разрушить «Тарелку» или каким-то образом инкорпорировать ее в свое сооружение. Так или так, но в результате всех этих действий будет возбуждено первоначальный оригинальный замысел архитектурного ансамбля.

Картина ставит в центр повествования самого Флориана Юрьева – архитектора, художника, скрипичного мастера, поэта — дает ему слово, касается частично истории возникновения «Тарелки», однако больше места уделяет взглядам художника на мир.

«Українська нова хвиля 2020»: кольори нашого фасаду

В фильме речь идет о наследстве художника, смену эпох, а также о роли личности в социуме, которая оказывается крайне изменчивой, потому что если несколько десятилетий назад мысль художника, интеллектуала была хотя бы частично весомой, то сегодня она вполне знівелювалася. На ее смену пришли другие деятели – в первую очередь люди с деньгами, новые хозяева жизни, которые могут изменять окружающую среду на свое усмотрение.

Три другие игровые картины подборки «Украинская новая волна 2020» ведут речь о людях и событиях, которые можно назвать неоднозначными, загадочными и в чем-то даже мистическими.

Фильм «Плюс один» Мирославы Клочко рассказывает про молодую семейную пару, Иду и Юрия, которые ждут первенца. Однажды Ида узнает от своего врача, что «плод не развивается так, как если бы должен был развиваться на двенадцатой неделе беременности». Больше ничего нам не сообщают, однако зрителю очевидно, что речь идет о вероятные патологии будущего ребенка. Ида ничего не говорит мужу, зато решает узнать, как это жить с нестандартной ребенком.

«Українська нова хвиля 2020»: кольори нашого фасаду

«Українська нова хвиля 2020»: кольори нашого фасаду

Эта тревожная история развивается как бы вне всех возможных контекстов современной Украины – мы только можем догадываться о месте события, социальный статус главных героев, вероятный диагноз и другие подобные вещи. А без такого социального и любого другого контекста фильм превращается в притчу – со своим универсальным содержанием. И страх будущей матери, и постоянная темнота и вечные снега – здесь составляющие этого мира, которые вместе бросают вызов зрителю.

Другая картина – «Нормальная» Дианы Горбань и Ирины Громоцької – ведет речь о ночной встрече в парке двух девушек. Одна из них в какой-то момент чувствует себя неуютно в ночном клубе, поэтому выходит на улицу. Там она встречает незнакомку, с которой делится своими переживаниями. Выясняется, что девушка из ночного клуба чувствует себя так, будто она попала не на свою планету. Ее собеседница, напротив, кажется очень обычным, «нормальным». Через некоторое время девушки находят общий язык, точнее, совместную песню.

«Українська нова хвиля 2020»: кольори нашого фасаду

Фильм «Нормальная» полон недомолвок, это скорее фильм-настроение, что больше держится на «химии», которая возникает между актрисами — Исабель Меркуловою и Екатериной Погорєловою, чем на сюжетных перипетиях.

Картина «В нашей синагоге» Ивана Орленко — одна из самых титулованных в альманахе. Создана по неоконченной новелле Франца Кафки, она указывает на неизменную актуальность творчества этого немецкого писателя. Кафка – один из «темных» литераторов двадцатого века, в чьих произведений пытаются отыскать ключи уже сто лет.

«В нашей синагоге» ведет речь о закрытую еврейскую общину, чья жизнь вращается вокруг старой синагоги. В ней как будто поселилась неведома зверушка, которую видят и которой пугаются разве только женщины. Загадочного зверя пытается разглядеть мальчик, однако ему это не очень удается. Однажды, когда разгадка оказывается близкой, – происходят другие, гораздо более важные события.

«Українська нова хвиля 2020»: кольори нашого фасаду

Лента получила множество призов, в том числе, и международных. Среди украинских стоит назвать приз кинокритиков «Киноколо» за лучший короткометражный фильм и «Золотую Юлу» в той же номинации.

«В нашей синагоге» очень хорошо сделанный фильм со всех возможных точек зрения. Его техническое совершенство сочетается с продуманным сценарием и композицией, а визуальное решение — с уверенной режиссурой. Актерский ансамбль здесь слаженный и очень выразительный.

«Українська нова хвиля 2020»: кольори нашого фасаду

Перед нами лента, которая воспроизводит давно разрушенный мир восточноевропейского еврейства с любовью и определенной ностальгией, к которой присоединяется предчувствие неминуемой трагедии. Фильм снят на языке идиш и демонстрируется с украинскими субтитрами.

 Игорь Грабович. Киев

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть