Культура

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

400 уникальных артефактов из нашего прошлого представлены на выставке «Золото Подолье» в Киеве

Беспрецедентный выставочный межмузейный проект «Золото Подолья: история народов» открывается в широкого обзора 17 октября в Национальном музее истории Украины. Он будет поражать НЕ масштабам экспозиции — она заполнит только один зал,а уникальностью экспонатов: артефактов, часть из которых до сих пор вообще не выставлялась, а большинствоэто самые известные археологические находки из собрания Винницкого областного краеведческого музея и самого Исторического музея в Киеве. Эти, в прямом смысле бесценны, кстати, как анонсируют организаторы, отражают культуру многих народов, проживавших на Подолье с древнейших времен до Средневековья.

Проведем импровизированную экскурсию еще не вполне смонтированной экспозицией вместе с заместителем генерального директора по научной и фондовой работы НМИУ Богданом ПАТРИЛЯК и куратором выставки, известным археологом и памьяткоохоронцем Максимом Левада.

… Пока ждем автора проекту и самой идеи — Максима Левады, еще на лестнице музея Богдан Патриляк объясняет: подобные проекты актуальны тем, что консолидируют украинскую современную нацию и культурно нас обогащают.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Богдан Патриляк

— Украинские музеи в последние десятилетия стремились показать свои сокровища, включая археологические, за рубежом. Что и не удивительно, потому что молодое государство хотела представить себя миру. Но это не способствовало внутреннем межмузейных обмена, — говорит ученый. — Украина богата на разнообразные археологические памятники, потому что наша земля расположена на цивилизационном пересечении и на стыке различных природных зон, степи и леса, земледельческой осевшей цивилизации и кочевых цивилизаций, на стыке Европы и Азии. В разных регионах у нас представлены различные археологические культуры. Известная Трипольская культура, например, охватывает значительную часть Правобережья, но не представлена в других регионах — на Слобожанщине или Закарпатье. Зато там есть другие археологические культуры, которые интересны были бы жителям Галичины, Волыни или Киева. И вот такой межмузейный обмен будет чрезвычайно плодотворным для познания собственной страны.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— Богдан, то есть вы запланировали целую серию межмузейных проектов. И начали из Винницы, из сокровищ тамошнего краеведческого музея. Но почему первой выбрали именно ее?

— Потому что инициатор проекту Максим Левада имеет дружеские связи с Винницким областным краеведческим музеем. Он сам причастен к нахождению многих этих памятников, то есть является автором многих связанных с ними исследований. Максим Евгеньевич выразил идею сотрудничества, винницкие коллеги нас поддержали, и под идею мы уже подбирали экспонаты. Их много — более 400, это более 800 единиц хранения, ибо один музейный предмет может состоять из нескольких единиц, скажем, сосуд и крышка к ней …

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Но этому предшествовал длительный процесс подготовки. Только на согласование списков предметов у нас ушло около трех месяцев. А дальше — юридические и организационные моменты. Опять же, здесь представлена исключительно археология, а это предметы чрезвычайно деликатные, хрупкие — им от 6000 лет, если речь идет о Триполье, до тысячи лет. То есть вы представляете, насколько они уязвимы и насколько осторожным должно быть обращение с ними? Транспортировка таких экспонатов имеет свою специфику, поэтому мы используем полицейский сопровождение.

— И все они уже здесь? Мы уже сейчас их можем увидеть?

— Так, 28 сентября они прибыли в НМИУ. Они попали в наши фонды, там прошли процесс передачи от главного хранителя Винницкого музея на материальное хранения нашего хранителя Елены Ивановой, которая сейчас занимается монтажом экспозиции.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— Эта выставка будет особый дизайн?

— Поскольку на ней много ювелирных украшений, мы решили, что они будут очень выигрышно выглядеть в затемненном помещении с направленным освещением.

— Богдан, вы сказали, здесь более 400 экспонатов. И это все — только один зал?

— Да, один зал. 436 экспонатов. Серебро, золото, бронза, керамика …

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

… Я вижу их собственными глазами. Камера фотографа выхватывает самое интересное. Мы — на третьем этаже музея. В зале еще продолжаются работы: не все витрины заполнены, не все экспонаты развернуты. Но то, что под витринами, — поражает, тысячелетние изысканные украшения выглядят удивительно современно.

— Это артефакты бронзового века — период II тысячелетия — I тысячелетия до нашей эры. Могильник Гордеевка, Винницкая область. Очень статусные вещи, — объясняет Богдан Патриляк. — Золотые изделия, браслеты, ожерелья, перстни, уникальные шпильки … Культовые вещи, принадлежавшие женщинам с тогдашней элиты. А еще — уникальный янтарный комплекс: до двух килограммов балтийского янтаря, что указывает на связи с балтийским регионом в эпоху бронзы. Эта коллекция янтаря из могильника эпохи поздней бронзы — древнейшая в Европе …

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Экспонаты на выставке расположены в хронологическом порядке и имеют семь исторических блоков. А если оторваться таки от украшений и перевести взгляд на начало экспозиции, то здесь — артефакты знаменитой трипольской культуры V-III тысячелетия до нашей эры.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— Здесь представлена трипольская керамика. Вот «бинокли». Максиму Евгеньевичу нравится версия, что это, скорее всего, были барабаны: с одной стороны была натянута кожа. Он говорит, что они напоминают крымскотатарские керамические барабаны. Эти «бинокли» очень распространены, хотя немножко уникальные для московского Подолья. Они без дна. Есть разные версии, мы не знаем их точного применения, потому что письменности не было, изображений не было — как их применяли, и поэтому мы можем только выдвигать какие-то гипотезы, — комментирует Богдан Патриляк.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Ученый рассказывает, что, кроме «биноклей», здесь есть фигурка трипольской женщины, модель трипольской жилья, по которой можем примерно представить, как выглядело тогдашнее жилье. Подобные модели жилья есть и в Национальном историческом музее, в коллекции Викентия Хвойки, который копал Триполье, комплектовал его и был хранителем археологического отдела музея.

— Только те модели — храма, жилья — значительно меньше. А здесь она — фундаментальная. Мы шутим, что если у нас — хрущевка, то здесь — сталинка, метраж больше, — улыбается Патриляк.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

А вот фигурка на колесиках, где уникальные именно колесики, так как в период энеолита трипольцы не использовались колеса. А колесо — есть! То есть считается, что колесо — изобретение эпохи бронзы, уже поздней эпохи. Но уже в энеолите, то есть V-IV тысячелетии до нашей эры, у трипольцев были такие колесные модели. Как по мне, это замечательно!

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Господин Богдан объясняет, что Винницкое Триполье имеет свои специфические черты, которые присущи и Западном и Восточном Триполье, потому что ареал распространения трипольской культуры большой — занимает значительную часть Правобережной Украины. Винницкое Триполье имеет свои уникальные особенности, в частности яркая роспись.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Следующая витрина, на которую он обращает внимание, это экспонаты из захоронения сарматского царя Инисмея — вторая половина I века новой эры. Это едва ли не самые изысканные здесь предметы, отмечает музейник, — меч царя Инисмея, серебряный кубок царя с тамгой, клеймом, является царским знаком.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— инисмей время был правителем греческого города Ольвия, Северное Причерноморье, сейчас это Николаевская область, село Парутино. А похоронен он в Винницкой, — рассказывает Патриляк.

— Понятно, что это бесценные вещи. Но можно говорить о некой общей их стоимости или назвать страховую цену?

— Думаю, это многие миллионы в иностранной валюте. И каждый из этих предметов, конечно, имеет свою страховую стоимость. Но страховая стоимость этой выставки — закрытая информация, — говорит заместитель директора музея.

… И тут случился куратор выставки — Максим Левада. И сразу заполнил собой зала — не физически, конечно, просто сама атмосфера в ней сразу поменялась, потому что, оказывается, он — чрезвычайный рассказчик.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Максим Левада

— Археология ищет не золото, археология ищет не черепки. Археология ищет информацию. Информацию о нашем прошлом, которой нет ни в одном письменном источнике, — отмечает Максим Левада и рассказывает нам, как возникла идея этой выставки.

— Когда я был студентом, ездил в археологические экспедиции, то работал в винницких экспедициях, которыми руководил Борис Лобай (в частности, когда он начал раскапывать Гордеевского могильник, откуда это золото и этот бренд). И все эти предметы, в музее, как говорят археологи, я видел руками. Я возвращался в Киев, с восторгом рассказывал об этом друзьям, родным — и возникал вопрос: а как же это можно увидеть? Со временем этого золота в Лобая становилось больше. Оно ездило по всем зарубежных выставках. А в Украине его, кроме Виннице, никто не видел. Это было несправедливо.

А лет пятнадцать назад Винница пригласила из Киева огромную выставку Екатерины Билокур. В городе был такой ажиотаж, что экспозицию дважды продлевали. Я тогда спросил у киевских музейщиков: когда же они в последний раз возили эту коллекцию по Украине? Они сказали: вообще никогда ее не возили. То есть возили в Токио, в Париж, но не возили ни в Харьков, ни в Винницу, ни во Львов.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— То есть идея такого проекту была на поверхности — осуществить глобальный межмузейный обмен? Тем более, когда мы говорим о том, что какая-то часть в Украине не понимает другой, их надо как-то склеивать …

— Это очень просто! Например, нет во Львове античности — взять в Николаеве или в Одессе большую греческую коллекцию и отвезти во Львов. Взять в Харькове археологию хазарам, которой нет на Правобережье, и отвезти в Житомир. Взять в Черкассах Трипольской культуре, которой нет в Харькове, и отвезти туда …

И не только археологию! Можно взять Закарпатскую художественную школу или Одесскую художественную школу, повезти в Днепр. Усилий и средств для этого, действительно, надо гораздо меньше, чем их тратит, например, Украинский культурный фонд на различные мероприятия и конференции. Потому что если посмотреть расшифровки их смет, то увидите, что в основном они финансируют фастфуд — питание мероприятий …

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Для этой выставки мы очень надеялись найти какие-то дополнительные средства. Но, честь и хвала, это расходы исключительно двух музеев: Винницкого краеведческого и Киевского исторического. Это было сделано исключительно благодаря энтузиазму — с нуля! Работали творчески все — от рабочих, то предлагали, к руководству. В выходные дни, после работы! А вот это была пустой зал, где не было витрин. Надо было придумать витрины, придумать освещения и позаботиться о температурном режиме. Много раз комбинировали. Я вообще не знаю, спал в эти дни или нет …

И здесь надо отдать должное и Винницком музея. Потому что каждый директор возьмет и отдаст основную экспозицию на несколько месяцев … Вот, собственно, что мы сделали.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— Максим Евгеньевич, вы начали рассказывать об одной из самых интересных находок, о сарматское захоронение, которое начал раскапывать Борис Лобай …

— Тогда был большой ажиотаж, так как стало ясно, что это конец I века — археология умеет датировать по типам предметов. Но дальше началось самое неожиданное! Вот по знаку тамга — это родовой знак сарматов вроде трезубца киевских князей, который имеет одну схему, но каждый раз меняется, — где в середине прошлого века одесский историк и нумизмат Петр Карышковский сделал открытие прямо у себя дома. Он нашел целое царство, о которых не вспоминал ни одно из античных источников!

Было такое греческий город Ольвия, о котором все знают, что там была демократия. А во второй половине I века в Ольвии появляется царь с странно, не греческим именем Фарзой. Откуда Карышковский это выясняет? Ибо царь начал чеканить монету со своими тамга и своим именем. Причем сначала это были надчеканками на уже готовых монетах, то есть их перекарбовувалы. Впоследствии он начинает выпускать золотую монету и выпускает ее восемь лет. Затем его монеты в этой эмиссии исчезают, но появляется другой царь — по имени инисмей, у которого очень похожа тамга, то есть это, пожалуй, был его сын. Он чеканит исключительно серебряную монету и потом исчезает, а в Ольвии возобновляется демократия. Так это и есть тамга Инисмея. И она везде есть — на накладках на гривны, только с другой стороны, на вот этому бокала.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Более того, на одном из колец есть маленькая гема, на которой — мужской профиль с бородкой, очень похожий на тот профиль, который мы видим на серебряных монетах Инисмея. Судя по всему, это было его захоронения. Почему он там оказался, как он покинул Ольвию? В этом история пока не знает. Но там было какое-то важное для сарматов место, потому что в этом районе много захоронений с золотом. Вот здесь у нас четыре представлено, это все разные захоронения. Еще два, которые нашли молдавские археологи буквально рядом. То есть, там какая-то была ставка.

— Это действительно впечатляющая история — о Ольвию и царстве, которое можно открыть с такими знаками. Видимо, те цари знали, что делали, и благодаря этому остались в истории … А тут четыре захоронения, вы говорите. Они имеют свои названия?

— Археологические памятники называются по местности — Писаревка, Гордеевка. Вот это называется Пороги, здесь в одном кургане были инисмей и, пожалуй что, его жена. Вот курильница — опиум курили, пили вино. А вот зеркало, украшения, женщины же всегда любили украшения. Вот видим вещи с еще одного богатого захоронения — захоронение жрицы с очень такой интересной штучкой. Знаете что это такое?

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— Выглядит как кольцо?

— Ну, примерно. Это кольцо для натяжки лука — жрица стреляла! Вот меч — металл, обтянутый красной кожей.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

А это уже история другого народа — готов. Вот римский, легионерский котелок из бронзы, гребешки … Здесь римские серебряные монеты, это Черняховская культура.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— А это, я так поняла, серьги, дармовисамы. Очень красивые, просто произведение искусства.

— Нет, это застежки-фибулы. Видите, какая конструкция, она работает как английский булавка, потому пуговиц не было. Это — девушки захоронения …

А возвращаясь к Гордеевки, в золоте и янтаря, хочу обратить ваше внимание, что это все — из захоронений, которые все в древности были ограблены. Это то, что не взяли грабители. А почему они были так богаты, эти захоронения? Гордеевка (если вы понимаете Южный Буг) — это примерно около Немирова. В Немиров Южный Буг судоходный, дальше нет. Поэтому там и расположено известное скифское городище. Судя по всему, на янтарном пути сидели в то время некие таможенники, то есть люди, которые брали налог за проход через свою территорию. Ну, как все таможенники, они были обеспеченные люди. А вот почему грабители это все не взяли, можно только гадать. Наверное, они посягнули на что-то еще более ценное.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

Это вот — ювелирная мастерская древних славян, единственная в мире. А это — сокровище ювелира Древней Руси — это уже уличи, которых уничтожили полностью киевские князья в Х веке. Это был очень богатый край на торговых путях Днестр-Буг, показали раскопки на одном из городищ, где нашли массу серебра. И это очень не нравилось киевским князьям. Они несколько лет вели войну, и в Х веке упали все городища. Археолог Павел Хавлюк одно из них раскопал, там было 140 скелетов — женщины и дети. То есть выманили около пяти за укрепление, разбили, а затем уничтожили городище и ушли, оставив пустую землю …

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— Жестокая история. Действительно, как вы говорите, археология ищет информацию.

— И вот спросите себя: что было бы, если бы все это нашли не археологи, а любители с детектором? Оно бы все оказалось на рынке. Потому что с черными археологами в Украине так, как нигде в мире …

— Да, и это тема отдельного интервью. Уверена, вам есть что рассказать. Но вернемся к выставке. Как долго она будет экспонироваться?

— В соответствии с соглашением, до конца февраля. И я рад, что все-таки мы впервые показали всем, как можно брать такие вещи на выставку. И не на неделю, не два!

— Это невероятный проект! То, что мне удалось увидеть …

— О, вы не видели еще два сокровища, которые вообще почти никто не видел!

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— То есть они вообще не выставлялись? Что же это, откуда?

— С того же Винницкого областного краеведческого музея. Там их видели, когда они в прошлом году попали в музей — и их выставили только на один день! Там очень много вещей — гривны, пряжки, украшения … Они еще даже не опубликованы. К тому же, на открытие приедет одна интересная человек, который был во всех этих золотых экспедициях, единственная, потому остальных уже, к сожалению, нет … Это, правда, чрезвычайный проект! Приходите.

заинтриговала. Но очень хотелось бы, чтобы от 17 октября, когда выставка откроется для общественности, на нее пришли люди. Поэтому она требует активного промо от рекламы на бигбордах и в медиа к хотя бы информационной поддержки Министерством культуры и УКФ.

— Вы же знаете, чем сейчас заняты все рекламные площади …

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— «Золотой Подолье» открывается во время, когда Киев — не в лидерах по количеству больных коронавирус. Эксперты прогнозируют, что статистика будет только расти, поэтому возможны новые карантинные ограничения.

Богдан, вы выбрали для экспозиции рискованный период. И не случится ли так, что проект окажется без внимания по объективным причинам: люди просто побоятся приходить будут введены запреты на посещение учреждений культуры?

— Да, вся туристическая отрасль — музейная и культурная целом — теряет от карантинных ограничений. Но наш музей был одним из первых в Киеве, которые открылись после жесткого карантина. Ну, извините, если работают супермаркеты, ночные клубы, рестораны, то почему должны быть под запретом учреждения культуры, даже не так перегружены посетителями? Нужно и в это непростое время все же доносить культурное наследие.

А эту выставку надо увидеть! В первую очередь потому, что довольно незначительная часть киевлян имеет возможность поехать в Винницкого областного краеведческого музея, чтобы осмотреть эту коллекцию. Тем более, что там не всегда это все экспонируется! Это прекрасная возможность ознакомиться именно с этими уникальными памятниками Восточного Подолья. В частности — и сарматскими памятниками, которые не представлены в нашем музее. Я уже не говорю об иностранных туристов, у которых вообще таких достопримечательностей нет! Ну, и уже Максим Евгеньевич говорил о сокровищах, которые практически не выставлялись. Это своеобразная интрига, потому что они могли быть незаконно вывезены за границу и были практически избавлены от перепродажи.

Тайна царя Инисмея и сокровища, которые еще никто не видел

— Поскольку это межмузейный проект, то будет, и как скоро, ответный шаг — из Киева в Винницу?

— Да, мы планируем, что не только коллекции из областей поедут в Киев, а и Киев предоставит в регионы, и тоже на длительное время, лучшие свои экспонаты! Поэтому в продолжение межмузейного обмена мы повезем в Виннице коллекцию оружия. Это будет весной, когда запускаются фонтаны, будет больше туристов. Коллекция оружия экспонировалась у нас в музее с 2016 года, это оружие — от палеолита, от каменных видов вооружения в современности, к войне на востоке Украины. У нас неплохая коллекция оружия, три тысячи единиц хранения, есть что показать.

Так что эпидемия, конечно, реальность, с которой приходится считаться. Но жизнь, в том числе и культурно-исторические открытия и проекты, никто не отменял. Поэтому мы копаем-находим-поражаем дальше.

Валентина Пащенко. Киев
Фото — Геннадий Минченко

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Закрыть