Технологии

«Солнечный» самолет Solar Impulse 2: невозможное возможно

«Сонячний» літак Solar Impulse 2: неможливе є можливим

Самолет на солнечных батареях завершил 16-ти месячном кругосветном полет, приземлившись в точке старта — Абу-Даби

Кругосветное путешествие и длительные беспосадочные перелеты Solar Impulse 2 через океаны доказывают, что солнечная энергия может успешно применяться не только в производстве электричества, но и, даже, в сфере авиации. Это колоссальный технологический прорыв. Поскольку речь идет о принципиально новое во многих сферах – материалы, аккумуляторы, солнечные батареи, точнее, элементы к ним и тому подобное. Так, Solar Impulse 2 – не назовешь перспективным видом воздушного транспорта, но, во-первых, это нам очевидно только сейчас и неизвестно, как будет, уже лет через 10-20, а во-вторых, проект уже сейчас является символом того, что возобновляемая энергетика позволяет добиться невозможного.

Путь в 40 тысяч километров продолжительностью 447 часов

Путешествие самолета Solar Impulse 2 (официальное название прототипа HB-SIA) вокруг земного шара началась в 7:30 по местному времени 9 марта 2015 года в Абу-Даби. Маршрут летательного аппарата разбили на 12 этапов с посадками в пунктах, названия большинства из которых ничего не скажут человеку не фанату географии -Маскат, Ахмадабад, Варанас, Мандалай, Чунцин, Нанкин, на Гавайях, в Финиксе и Нью-Йорке… Два длинные этапы (из Японии на Гавайи и из Америки (Нью-Йорк) в Европу (Севилья) заняли около 120 часов непрерывного полета. Воздушным судном управлял Андре Боршберг.

«Сонячний» літак Solar Impulse 2: неможливе є можливим
На фото пилот Андре Боршберг и его «солнечный» самолет

За полетом этой всемирной сенсации в режиме нон-стоп следил диспетчерский центр в Монако, а метеорологи постоянно обновляли информацию о погоде, выбирая для Solar Impulse 2 оптимальный, с точки зрения солнечной энергии маршрут.

Путь Эмиратов до Японии самолет преодолел за относительно непродолжительное время и без особых проблем. Они начались во время следующего перелета с Гавайев: через перегрев, солнечные батареи воздушного судна серьезно пострадали. Затем самолет сделал вынужденную остановку для ремонта. Но это было не единственной причиной задержки: около 8-ми месяцев Solar Impulse 2 простоял в ангаре аэропорту Kalaeloa на гавайском острове Оаху, ожидая, когда… продолжительность дня в северном полушарии будет достаточным, чтобы можно было обеспечить зарядку аккумуляторов, а следовательно, — проводить многодневные беспосадочные рейсы на солнечных батареях.

«Сонячний» літак Solar Impulse 2: неможливе є можливим
На фото Бертран Пикар — слева, Андре Боршберг — справа

21 апреля 2016 года отремонтированный Solar Impulse 2 вылетел с Гавайских островов до Финикса (Аризона, США). На этом этапе самолетом уже руководил швейцарский пилот Бертран Пикар, который сменил Андре Боршберга.

На 11 этапе состоялся перелет из Аризоны до Оклахомы, а уже оттуда до Нью-Йорка.

21 июня 2016 года самолет продолжил путешествие перелетом через Атлантический океан до испанского города Севилья, а это – 5 734 км (!). Оттуда, 11 июля, Бертран Пикар отправился в 50-ти часовую поездку в Каир (Египет).

24 июля Solar Impulse 2 вылетел из Каира и совершил завершающий этап своего кругосветного путешествия, достигнув пункта старта — Абу-Даби.

Двигатель слабее «Ланосу», крылья длиннее, чем у аэробуса

Первые сообщения о одиссею Solar Impulse 2, показались настолько фантастическими, что машина выдавалась в воображении чуть ли не над легкой «моделью», которая управляется по радио. Но это все не так. Это реально одноместный самолет (кабина размером с салон небольшого автомобиля) общим весом более двух тонн — 2300 кг. Размах крыльев Solar Impulse 2 составляет 72 метра, чуть больше, чем размах крыльев Airbus A380, самого большого пассажирского самолета в мире.

«Сонячний» літак Solar Impulse 2: неможливе є можливим
На фото «солнечный самолет» Solar Impulse 2

Кислородное оборудование салона самолета обеспечивает полет на высоте 12.000 метров. Однако реально Solar Impulse 2 способен подняться «только» на 8500 метров. Относительно его мощности электродвигателей, то по совокупности они составляют 70 к. с. Самолет получает энергию исключительно от солнца — за 17 тысяч фотоэлементов, размещенных на поверхности фюзеляжа. Днем они «крутят» двигатели и пропеллеры аппарата напрямую, а также заряжают батареи, которые самолет использует ночью.

Над проектом Solar Impulse 2 работали предприниматель Андре Боршберг и врач-психиатр Бертран Пикар (оба при этом летчики-любители). Стоимость проекта — около $150 миллионов, а его спонсорами выступили около 80 различных компаний-от Google и химической компании Solvay в швейцарских часов Omega.

Мирослав Ліскович, Киев

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть