Политика

План «Б» по Донбассу: насколько нужен и каким он может быть?

План «Б» по Донбассу: насколько нужен и каким он может быть?

От просмотра самых одиозных пунктов «Минская», приобщение к переговорному процессу США — до международной миссии или замораживание конфликта

Вопрос не в том, есть ли в Украине план «Б» по Донбассу, или его нет. А в том, какой он может (имеет, должен) быть? Сегодня ясно одно: «Минск» — такой, как он есть, при нынешней власти в Кремле — не заработает никогда.

ОБЗОР «МИНСК»

Политический аналитик Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Мария Золкина видит на сегодня два варианта.

План «Б» по Донбассу: насколько нужен и каким он может быть?

Мария Золкина

Первый — условно «план Кравчука». «Так что с августа идет блокировка по всем рабочим подгруппам ТКГ — очевидно, что в обозримом будущем встречи в формате« Нормандской четверки »не будет. Поэтому наиболее вероятный сценарий, который уже начал реализовываться — так называемый «план Кравчука». То есть это просмотр наиболее одиозных пунктов комплекса мероприятий имплементации «Минская», — говорит аналитик.

В первую очередь — это просмотр положения по границе. Для того, чтобы контроль над ним был получен до начала избирательной кампании (если будет происходить в рамках реинтеграции).

Второй момент — однозначно конкретика по безопасности положениях. Госпожа Золкина отмечает относительно вывода незаконных вооруженных формирований и иностранного контингента. «В положениях не прописано — когда, как и каким образом это будет происходить», — добавила она.

Третий — особенности местного самоуправления. Исключительно на уровне законодательства, но — ни в коем случае не на уровне изменений в украинской Конституции. «Эта тройка принципиальных моментов предусматривает демонтаж оккупационных администраций и отсутствие прямого контакта с ними. То есть идея РФ по прямому диалогу исключено, — утверждает госпожа Золкина. — Вот по этим трем моментам и будет вестись адвокация, чтобы все изменить. Фактически это совсем другая тактика ».

Почву для просмотра «Минская» готовилось как минимум полгода. «После провала так называемой« Консультативного совета »стало понятно, что РФ стоит жестко на своих требованиях по прямой диалог, по границе, по особому статусу. Поэтому выходы было два: либо соглашаться на российский нарратив, или — менять тактику, — говорит политический аналитик. — Да, «план Кравчука» много критикуют (я — в том числе) из-за того, что в нем есть много рисков и минусов, но … Единое информационное плюс этого плана а потому, что он забрасывает на уровень переговоров ТКГ, а впоследствии — на уровень «Нормандской четверки» идею о необходимости пересмотра упомянутых пунктов ».

И как это среагирует РФ? По ее словам, россияне всячески сопротивляться, они будут обвинять Украину в срыве переговоров, устраивать демарши, впрочем официально процесс все же не замораживать. «Русские хотят, чтобы эти территории вернулись именно на их условиях. Поэтому полной остановки не будет. Однако мы вернемся к той вялой ситуации, которая была в течение 2016-2019 годов. И это не худший вариант. Он достаточно рациональный и выгодный. Но выгоден только тогда, когда нет готовности к резким, волевых шагов », — добавила она.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИССИЯ ООН

Второй план «Б» традиционно поддерживает украинский МИД — это международная миссия на Донбассе. «Лично я также считаю этот план наиболее оправданным. Но он должен идти в пакете с международной переходной администрацией », — отметила Мария Золкина.

План «Б» по Донбассу: насколько нужен и каким он может быть?

В Грузии задействована гражданская миссия Евросоюза

Експертка говорит, что весь международный опыт урегулирования конфликтов, особенно тех, которые релевантны к нам, свидетельствует о том, что прочный мир, постоянное прекращение конфликта происходило только в тех ситуациях, где работал международный контингент. Но не гражданский, а — с военным компонентом. «Например, в Грузии. Там задействована гражданская миссия Евросоюза, которая стоит на линии разграничения между Грузией с одной стороны и Южной Осетией и Абхазией — с другой. Они не имеют никаких возможностей даже заходить на временно оккупированную грузинскую территорию. Они — просто следят за правопорядком вдоль линии разграничения с грузинской стороны.

И тут же — вспоминает Золкина — гражданская миссия не способствует конечном решению конфликта. Потому что если идет война, то контингент должен быть и с военным компонентом, и с гражданским. «Я часто вспоминаю об опыте Хорватии. Там была международная миссия и международная временная переходная администрация, которая работала два года, и она готовила выборы на временно оккупированной территории, и управляла этой территорией пока после выборов не были сформированы органы местного самоуправления, пока не были запущены представительства центральных органов власти Хорватской Республики, — говорит она. — В любом случае … Если оборонные пункты не закрыты и начинается политическая реинтеграция — должны развалившуюся государство. Босния и Герцеговина — прекрасный пример, где по Дейтонских мирных соглашениях режим тишины и демилитаризации объединили с политической интеграцией. И все. Государство существует под эгидой ООН — фактически внешнее управление ».

План «Б» по Донбассу: насколько нужен и каким он может быть?

Украине следует внимательнее изучить «хорватский сценарий»

По мнению аналитика, Украине следует внимательнее изучить «хорватский сценарий». По демилитаризации должен кто-то отвечать. Потому что положиться только на честное слово главарей из так называемых «ЛНР» и «ДНР» — ни в коем случае нельзя. «Процесс составления оружия по международным стандартам урегулирования конфликтов — это процесс организован. Должна быть кто-то, кто уполномочен на это, кто имеет мандат, кто описывает оружие, определяет места хранения, утилизации или перевозки куда т.д., — отмечает Золкина. — Так и вывода контингента — этот процесс должен быть кем-то верифицирован. ОБСЕ такого мандата нет. И не будет. Извините, но ОБСЕ слишком беззубая. Поэтому посредником может стать ООН ».

ВРЕМЕННОЕ замороженных КОНФЛИКТА

План «Б» по Донбассу: насколько нужен и каким он может быть?

Дмитрий Синченко

Хорватию и Азербайджан как о двух примеры успешного возвращения оккупированных территорий в подобной нашей ситуации также вспомнил председатель Ассоциации Политических Наук Дмитрий Синченко. Но … «Я не помню ни одного примера, когда бы какой-то стране удалось вернуть свои территории исключительно путем переговоров или санкций, без применения вооруженных сил. Поэтому не должно быть никакого Плана «Б». План должен быть единым », — отметил политолог. И этот план предусматривает: максимальное укрепление и модернизацию своих вооруженных сил, спецслужб, защита информационного пространства от вражеской пропаганды, максимальное ослабление противника во всех возможных сферах (экономической, политической и т.д.). «Надо дождаться удобной геополитической ситуации и провести быструю силовую операцию по освобождению оккупированных территорий. А к тому времени — мы можем и дальше «для вида» вести безуспешные переговоры, ожидая от вражеской стороны выполнения договоренностей и, не дождавшись, объяснять международному сообществу, почему мы не можем выполнять договоренности в одностороннем порядке. А будет это «минский», «нормандский» или «будапештский» формат — существенной роли не сыграет », — отметил Синченко.

План «Б» по Донбассу: насколько нужен и каким он может быть?

Михаил Басараб

Подобным образом высказался политолог, сокоординатор Движения сопротивления капитуляции (РОК) Михаил Басараб. «Спрашиваете, каким может и должен быть план« Б »? Прежде отмечу, что ни предыдущий, ни сегодняшний президент не набрались смелости сказать украинском правду. Думаю, наше общество заслужил справедливую разговор », — говорит политолог.

Надо четко заявить, что РФ совершает вооруженную агрессию против Украины, что именно РФ оккупировала нашу территорию, и простого решения этой проблемы в настоящее время просто не существует, потому что быстро — это только на условиях Кремля ».

Далее, считает эксперт, президент должен сказать, что мы все равно когда вернем эти территории, но без каких-либо унизительных уступок перед РФ. Мы вернем эти территории точно так же, как они были захвачены. РФ пойдет оттуда под давлением тех или иных обстоятельств. «Будут это международные санкции или, согласно действующему законодательству, Украина самостоятельно сможет восстановить конституционный порядок на захваченных территориях. Это перспектива будущего. Однако мы вернем наше без унижения », — отметил сокоординатор РОК.

Поймите, идеального решения нет, а потому — необходимо достичь решения оптимального. И оно заключается во временном замораживании конфликта », — утверждает Михаил Басараб. И добавляет, что статус оккупированных территорий четко определен международным законодательством. Там «детально выписаны о том, что такое оккупированных территориях, кто несет ответственность за обеспечение жизнедеятельности на оккупированных территориях, должно делать государство, часть территории которой оккупировали. В то же время есть реформироваться, развиваться, должны укрепляться внутри и готовиться к освобождению этих территорий. Через год, через два, через десять, тридцать лет — неважно. Но это должно произойти только на украинском условиях », — резюмировал он.

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ мыслей на ту же тему …

План «Б» по Донбассу: насколько нужен и каким он может быть?

Богдан Петренко / Фото: Апостроф

«Может быть планом« Б »то, что уже было объявлено: миротворцы или« стена ». Думаю, что нет. Потому стена — это отказ от территорий и углубление раскола. А миротворцы — в любом случае — возможны только когда на них даст согласие Москва », — говорит политический эксперт, заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко.

Полный отказ от выполнения минских соглашений ухудшит отношение к Украине. Поэтому «Минск» сегодня или в ближайшее время пересматриваться не будет. «Ибо на это нет ни воли, ни желания одной из сторон. Этом самом выбранной стратегией будет не план «Б», а «смотрите сколько было реализовано за этот год», — добавил эксперт.

А каким тогда может быть план «Б»?

Во-первых, говорит Богдан Петренко, этот план может предусматривать тактическое оттягивание времени использования плана «А» (то есть, минских договоренностей). Во-вторых, повышение экономического, дипломатического и военного потенциала Украины — с использованием временного люфта, который предоставил план «А». В-третьих, активное проведение информационной кампании не только как средство защиты собственного пространства, но и на оккупированных территориях, на территории страны-агрессора, на территории стран, которые являются союзниками России (с целью формирования негативного отношения к РФ). В-четвертых, формирование у «коллективного Запада» понимание, что решение проблемы Донбасса несет не только ценностные, но и экономические выгоды для них. В-пятых, активное создание возможностей для оттягивания профессионального слоя и молодежи с территорий оккупированных Российской Федерацией. Наконец, в-шестых, это разработка «Большого пакета», то есть создание проблем для Кремля, решение которых было бы четко подвязано к деоккупации Донбасса и Крыма. «Так как сейчас любой компромисс идти по нашей территориальной целостности или суверенитета», — подчеркнул Петренко.

«Реальный план« Б »должен быть конкретной альтернативой тому комплекса форматов и усилий, действующих в настоящее время. Даже недавно предложенный украинской властью план из 5 шагов не содержит ничего принципиально нового », — считает политолог-международник Павел Бульдович.

План «Б» по Донбассу: насколько нужен и каким он может быть?

Фото: facebook.com/pavlo.buldovych

При этом новации, говорит он, должны заключаться не в изменении места встречи ТКГ или графику переговоров советников лидеров «нормандской четверки». План «Б» должен быть направлен прежде всего на усиление влияния (давления) на Россию, только в этом направлении поиск альтернатив урегулирования конфликта имеет смысл. «Возможно, Украина уместно вновь поднять вопрос о расширении нормандского формата с привлечением США, используя момент смены тамошней президентской администрации», — утверждает эксперт-международник.

Существующие минский и нормандский форматы изначально были дипломатической игрой с оттягивание времени, подчеркивает Бульдович. Но если сначала подобная тактика была выгодной Украине, то теперь ее продолжение опасен. Хотя бы потому, что дальнейшее укоренение России на Донбассе, ползучая аннексия, все больше отдаляет и усложняет фактическую реинтеграцию украинских территорий. «Поэтому необходимость реального плана« Б »является насущной, Украина должна быть максимально активной в его продвижении, чтобы мировые игроки не сомневались в намерениях украинской власти», — добавил он.

Однако для успеха плана «Б», каким бы ни было его содержательное наполнение, крайне важны предпосылки его формирования. Во-первых, говорит эксперт, это должно быть продукт откровенной общественной дискуссии, а не закрытый документ СНБО или Офиса президента. «Без консенсуса в обществе по стратегии возвращения Донбасса любой план обречен на роль очередного информповода», — отмечает Бульдович. Во-вторых, уже сейчас необходима интенсивная коммуникация прежде всего на международном уровне. «Ключевых геополитических игроков предстоит убедить, что тезис о безальтернативности минских договоренностей в действующей редакции безвозвратно потеряла связь с реальностью», — добавил политолог.

Поговорил Мирослав Лискович. Киев

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Закрыть