Культура

Одесский кинофестиваль: Новый тоталитаризм и вечные ценности

Одесский кинофестиваль: Новый тоталитаризм и вечные ценности

Подводим итоги 11-го Одесского международного кинофестиваля, который впервые в истории состоялся в онлайн-формате

Вполне вероятно, бедствия, которые обрушились на украинскую культуру в дни пандемии, будут осмыслены историками отечественного кинопроцесса как отправная точка цифрового прогресса, как ключевой фактор для освоения нашими кинофестивалями виртуального пространства. Иначе, изменчивости карантина, которые помешали представителям киносообщества собраться в Одессе на важном мероприятии украинского киногода, позволили присоединиться к этому мероприятию в онлайн-режиме гораздо более широкому кругу любителей кино. Просмотр 120-ти фильмов, собранных в традиционных конкурсных программах, подборках фестивальных хитов и тематических ретроспективах, стал доступным на сетевой платформе ОМКФ в любом уголке страны — достаточно приобрести абонемент или разовые билеты. При этом привычную атмосферу кулуарных обсуждений заменили сетевые споры, ряд постов и обмены комментариями, порой достаточно резкими, учитывая, что значительная часть лент фестиваля задевала актуальные, болезненные, некомфортные темы исторических травм и нашей современности с ее войнами и попытками преодолеть наследие тоталитарного прошлого.

Одесский кинофестиваль: Новый тоталитаризм и вечные ценности

Тональность непростой, но увлекательной и порой веселой беседы задал фильм-открытие, который также был призван напомнить завсегдатаям Одесского кинофестиваля о былых временах и при этом указать на нерушимую связь одиннадцатого ОМКФ предварительным офлайн-фестивалями: «Босой император» Петера Бросенса и Джессики Вудворт рассказывал о героях, уже знакомых публике по ленте тех же режиссеров «Король бельгийцев», которая стала обладателем Гран-при ОМКФ в 2017 году.

В «Короле бельгийцев» главный герой спешно уходил из Стамбула на родину, получив известие, что сепаратисты из Валлонии провозгласили свой регион независимой республикой. От невеселых мыслей о судьбе своего народа его отвлекали изменчивости пути, который пролегает через погруженные в перманентный политический кризис и экономическую депрессию балканские государства. Как узнает зритель в начале нового фильма, несчастный монарх так и не добрался до Бельгии — получив ранения во время торжества в честь годовщины убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, которое происходило в Сараево, он приходит в себя в фешенебельном отеле, бывший Резиденции маршала Тито. Члены свиты пытаются скрыть от короля, последствия покушения на его лицо постепенно получают размах событий, произошедших после выстрела Гаврилы. Между тем директор отеля оказывается одним из лидеров организации, готова провозгласить создание «новой Европы» — Европы национальных государств, способной избавиться от «диктата либералов» и организовать окончательное решение вопроса с беженцами и мигрантами.

Если первая лента, посвященная восточноевропейским странствиям, была снятым в документальной стилистике роуд-муви, то «Босой император», чье действие разворачивается во дворце югославского диктатора, а его персонажи названы в честь именитых постояльцев, от Фиделя Кастро к Элизабет Тейлор, отличается определенной статичностью и налетом абсурдизма. Вместе с тем, новый фильм Бросенса и Вудворт также ироничным и горьким комментарием к нашему тревожного настоящего. Мишенью сатиры здесь становится националистический поворот в европейской политике. Удо Кир, сыгравший директора гостиницы, сочетает в себе черты холеного популиста-евроскептика (особенно он напоминает идеолога Брекзита Найджела Фараджа) с образом Адольфа Гитлера, которого исполнял во многих фильмах. События насыщенные аллюзиями на тиранические режимы Европы 20-го века и нынешние приметы диктатуры — так, на импровизированном параде государств, которые «освободились от власти Брюсселя», в первый ряд отправляют Польшу и Венгрию как дань уважения успехам их ультраправых правительств, а надзор за неблагонадежными постояльцами отеля осуществляется благодаря системе наблюдения, которую когда-то Леонид Брежнев передал Тито.

При этом создатели ленты далеки от отождествления традиционных ценностей с фашистским идеалом. Воплощением лучших европейских традиций становится, собственно, король Бельгии. Потеряв престол страны, распавшейся он не теряет царственной достоинства и ощущение своей обязанности помазанника Божьего и возглавляет сопротивление «Новому порядку», принимая под свои знамена как испытанных придворных, так и мигрантов из Азии.

Международная конкурсная программа тоже пронизана проблематикой противостояния личности и диктатуры, способности человека в самых драматических условиях воспользоваться тяжелым даром свободной воли — покорно подчиняясь жестокому режиму в надежде избежать расправы или решаясь бороться.

Так, центром событий «Служителей» словацкого постановщика Ивана Остроховського, которые получили специальный диплом жюри, есть духовная семинария, где юные студенты рассчитывают начать свое служение, посвященное Богу и ближним. Однако на дворе 1980-й год, и вскоре молодым людям приходится выяснить, что это служение курируется спецслужбами социалистической Чехословакии. При этом люди в штатском, которые следят за моральным обликом граждан страны, чьей государственной религией является воинствующий атеизм, отнюдь не стремятся бороться с Церковью, а наоборот — всячески привлекают ее служителей к сотрудничеству. В иерархов, которые идут на контакт, знакомят семинаристов предписаниям власти, выступающих в церковных анклавах с поддержкой социалистического строя, публично жмут руку высшим чинам Компартии и доносят на своих братьев во Христе, в запасе очень веские оправдания. Ведь, действительно, чем позволить новым фараонам и иродам закрыть семинарии, запретить богослужения, отправить в тюрьму всю паству, не лучше отыскать несколько овечек, которые отбились от стада, и скормить их волкам в надежде утолить их кровожадную алчность малой жертвой? Однако среди преподавателей находятся и такие, кто готов скорее уйти в катакомбы или оказаться на арене со львами, чем вслед за Каиафы заключить пакт с Пилатом.

Изысканно снята лента Остроховського, которая напоминает фильмы Павла Павликовского, является одним из самых выразительных в современном кинематографе примеров переосмысления драмы Восточной Европы, замкнутой в социалистический лагерь, повествует о хорошо знакомые нам реалии, ведь вполне очевидно — примерно перед такими же моральными дилеммами сорок лет назад возникали украинские слуги церкви. Вместе с тем, суровая красота черно-белого ряда подчеркивает притчевой характер происходящего, универсальность истории о выборе между кесаревым и Божьим.

Если лента Остроховського посвящена прошлом (но, к сожалению, потому, что не прошло), фильм, названный жюри Международного конкурса лучшим, рассказывает о будущем, на которое спроектирована драматическая современность нашей страны, вынужденной вести войну с режимом наследников и коллег тех, кто пытался закабалить души юных героев «Служителей». Действие «Атлантиды» Валентина Васяновича разворачивается в 2025-м, условном времени изгнания российских войск с территории Донбасса. Однако земля руин и пустошей словно отражает отчаяние и опустошенность, царящие в сердцах местных жителей, и победа над жестоким врагом не может принести им душевного мира.

Выдающуюся работу Васяновича после ряда побед на иностранных обзорах — от главного приза программы «Горизонты» Венецианского МКФ в специальный приз на МКФ в Токио, — наконец представили и отечественному зрителю. Лента получила очередную награду вскоре после решения членов Украинского оскаровского комитета выдвинуть «Атлантиду» на получение симпатий Американской киноакадемии. В широкий прокат фильм, о котором мы писали в материалах о минском «Листапад» (в котором «Атлантида» получила Гран-при), выходит 5 ноября, а его онлайн-премьера должна состояться в рамках четвертого Киевского Недели критики в конце октября.

Приз за лучшую режиссуру жюри отдало ленте «Обожествление» бельгийца Фабриса дю Уэльса — истории о превратностях взросления, рассказанной в манере страшной сказки. 12-летний герой ленты живет в больнице для душевнобольных с матерью, которая выполняет в учреждении обязанности служанки. Однажды он знакомится с одной из пациенток, очаровательной ровесницей, общение с которой скрашивает его одинокие будни. Мать предостерегает мальчика, что, по диагнозом специалистов, его новая подруга — опасная психопатка, от которой следует держаться подальше. Но герой больше склонен верить девушке, к которой постепенно проникается романтическими чувствами, бедняга стал жертвой заговора жадных родственников, и решается убежать с ней, оставив ради любимой близких и знакомый мир. Подростки убегают в лес, клятву вечной любви и поддержки, и вскоре герой начинает лучше понимать — кем является человек, с которым он решил связать свою судьбу.

Дю Уэльс показывает, что освобождение от тех пут моральных условностей и привычных представлений, которыми опутывает нас наше окружение, выход из семьи в поисках самоидентификации — может вместо приобщения к взрослой жизни обернуться бегством в шаткий пространство инфантильных желаний, в котором беззаботное веселье легко меняются безвольной растерянностью и припадками агрессии.

Фильм, получивший Гран-при фестиваля, вручается по результатам зрительского голосования (на этот раз проводилось онлайн), повествует о более благополучные отношения двух аутсайдеров. Персонажи «Вечере в Америке» Адама Римеера, в котором словно выворачиваются наизнанку штампы романтической комедии, предельно далеки от стереотипных представлений о юных влюбленных. Панк-рокер, который пытается заработать на запись альбома своей группы продажей наркотиков, спасаясь от представителей закона, скрывается в доме продавщицы фаст-фуда, неуклюжей, зажатой и при этом склонной к приступам ярости девушки, страдающей от насмешек окружающих. Сначала музыкант, который также склонен отнестись к новой знакомой с пренебрежением, в какой-то момент выясняет, что она является страстной поклонницей его творчества и талантливой поэтессой — и, вероятно, впервые в жизни занимается ощущением, что нашел родственную душу, с которой можно противостоять всему миру. На первый, и на второй взгляд, герои ленты не выдаются людьми, в компании с которыми было бы приятно поужинать, но они и сами вряд ли нуждаются в чьей общества, вполне довольствуясь друг другом, своей музыкой и поэзией. Это насыщенное неприличными остротами, динамичное, веселое и время отталкивающее кино отличает какая-то неожиданная, ироническая теплота к неприкаянных и обездоленных, что побуждает аудиторию проникнуться сочувствием к людям, которые не желают и, видимо, не способны придерживаться общепринятых рамок.

Еще одна история людей, словно выброшенных на социальные маргиналии, рассказывается в картине, которая получила главный приз жюри национального конкурса, «Не все будет хорошо» Адриана Пирву и Елены Максьом. Авторы этой документальной ленты есть и ее центральными персонажами. Гражданин Румынии Адриан чувствует врожденные проблемы со зрением, которые все усиливаются, и причиной которых, очевидно, стало влияние радиации — его мать на шестом месяце беременности путешествовала Украины, ничего не подозревая о взрыве на Чернобыльской АЭС. Пытаясь справиться с горечью, приторным ощущением, что его судьба с самого рождения определена несправедливой казнью, он отправляется в Украину и Беларусь, решает снять фильм о последствиях аварии и товарищей по несчастью. В своих поездках он знакомится с Еленой, которая также от рождения обречена бороться с серьезной болезнью позвоночника. В совместных путешествиях они встречаются с людьми, которые несокрушимо переживают тяжелые поражения, устойчиво заботятся о супругов и детей, которые порой не способны подняться с постели и страдают от умственной отсталости. Вопрос об ответственности за ужасную катастрофу советского режима, канул в лету, о неспособности власти авторитарного государства Лукашенко и демократической Украины оказать поддержку пострадавшим — отступают на второй план, бледнеют перед образами ежедневных свершений душевной твердости и любви, готовности простых людей поддерживать близких с тем смирением в уготованных им испытаний, в котором, как в истории праведного Иова, больше силы и приверженности справедливости, чем в самых безумных бунте.

Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, которое также оценивает национальный конкурс, вручило свою награду «Бесу» Егора Трояновского — документальной ленте о пожилом рыбалку с азовского побережья, который пытается отыскать, живым или мертвым, своего сына, воина-добровольца, который в 2014-м захватили в плен сепаратисты, и стремится привлечь к ответственности его мучителей. Подобно героям Кафки, он попадает в заколдованный пространство противоречивых показаний и коридоров высоких кабинетов, жители которых безразличны к его горю. Обнаружив, что украинские чиновники и правоохранительные органы не могут или не хотят способствовать торжеству правосудия, он решает сам взяться за месть.

Фильм Трояновского отчетливо показывает ужас войны из-за трагедии родителей, чей сын пропал без вести и считается зверски убитым, раскрывает ужас того, что происходит на территории, контролируемой боевиками, и при этом убедительно и предельно неудобно свидетельствует неспособность отечественных государственных структур, некомпетентность и безразличие власти , на которую народ, победивший в революции, возложил ответственность изменить ситуацию в стране. Лицом этой власти выступает офицер в штатском возле Администрации президента, грубо приказывает забраться митингующим, которые потеряли своих близких в зоне АТО, родителям и близким погибших за свободу нашей страны. Резким, смехотворным и страшным контрастом этом вельможному хамству и апатии является школьная линейка с парадным чествованием павших героев и их родителей — торжество, которое своей безвкусной патетикой и лицемерием, очевидно, следует ритуалы советских времен. Одним из самых пронзительных эпизодов становится скайп-разговор главного героя с родственником, из которой становится понятно, что его внук, сын воина, который отдал жизнь за Родину, переехал в Израиль — страны, которая со всей очевидностью больше ценит своих граждан.

Зрители отдали в национальном конкурсе свои симпатии — вместе с соответствующим призом — «Виктору_роботу» Анатолия Лавренишина, ленте, которая вызывает, при всех своих достоинствах, некоторое разочарование. Один из самых одаренных отечественных режиссеров аниматоров, известный по таким удачными короткометражными работами, как «Next», «Белая ворона» и «Лавка певчих птиц», Лавренишин продемонстрировал в своем долгожданном полнометражном дебюте удивительную для молодого автора мастерство в изображении остросюжетной действия, воспроизведении драк и погонь, не имеет аналогов в отечественной трехмерной анимации. Однако драматургически история о противостоянии девочки и ее друга-робота злым силам, которые подчиняют мир одухотворенных механизмов, отличается суровым сочетанием простоты и невнятности. Сумбур, который царит в рассказе, при всей динамичности действия и замечательных визуальных эффектах, становится изнурительным, напоминает другой опыт остросюжетного семейного кино — «Бобот» Максима Ксьонды. Надеемся, что для своего следующего произведения Лавренишин сможет подобрать более удачный сценарий.

В конкуре европейских документальных фильмов лучшей названа лента Морица Шульца «Военные каникулы», которая исследует проявления тоталитарных идеологий и методов в современном мире. Действие разворачивается в летнем лагере «Азов», в котором мальчиков и девочек от 9-ти до 17-ти обучают любить Родину и ненавидеть врагов. На немецкого режиссера, выступил также и оператором, очевидно, произвело впечатление уважительное отношение вожатых «Азовцы» к некоторым практик по истории его страны. Нашему же зрителю события, происходящие на экране, напомнят прежде всего занятия по военной подготовке и уроки истории в советских школах и советского же образца милитаристскую риторику — очевидно, что общими корнями коммунистического шовинизма объясняется идейная и эстетическая общность «Азовцы» с лагерями путинской Юнармии (настолько ярко показанной в фильме «Бессмертные» Ксении Охапкин, представленной на последнем фестивале Docudays UA).

Вместе с тем, явное неприятие большинством юных героев предложенного времяпрепровождения, скука и тоска по дому говорят о способности здоровой, неиспорченной детской натуры противостоять обману и тиранической муштре.

Одесский кинофестиваль: Новый тоталитаризм и вечные ценности

Победители и большая часть участников как конкурсных, так и внеконкурсных программ одиннадцатого ОМКФ будут доступны для просмотра на фестивальной платформе до 8:00 утра 11 октября. Своеобразным гидом в этом пространстве неизвестных жемчужин национального и зарубежного кинематографа могут выступить рекомендации кинокритиков и программного директора фестиваля.

Александр Гусев

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Закрыть