Культура

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Что интересного найдут киногурманы в онлайн-показах известного фестиваля

Испытанных друзей ОМКФ, обреченных тосковать по залам кинотеатра «Родина» и театра музкомедии им. Водяного — и пробежках между ними по одесским улицам, — должно радовать то обстоятельство, что доступ в синефильской казну Одесского кинофестиваля проходит в этом году с 25 сентября по 3 октября в онлайн-формате, получит куда больше поклонников киноискусства.

Что же стоит в первую очередь находить в сундуках конкурсных и внеконкурсных программ Одиннадцатого ОМКФ? Свои короткие the best of предложили нашему изданию главный отборщик фестиваля и представители кинокритических гильдии.

БЛЕСТЯЩАЯ САТИРА И удивительное путешествие

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Антельм Видо, программный директор ОМКФ:

«Босой император», режиссеры Питер Бросенс и Джессика Вудворт (фильм-открытие)

«Босой император» продолжает историю приключений, начатую в фильме-победителю 8-го ОМКФ «Король бельгийцев». Блестящая политическая сатира на современное состояние Европы продолжает начатую историю. Впрочем, в отличие от предыдущего фильма, скорее похож на роуд-муви в жанре мокьюментари, действие «Босого императора» происходит только в одном месте — в санатории. Сиквел вышел визуально сложнее предыдущей ленту, но сохранил изюминку, которой является уникальный горько-сладкий юмор. Одну из ролей в фильме играет легендарная Джеральдин Чаплин, внучка Чарли Чаплина, и немецкий актер Удо Кир.

«Тламес», режиссер Алла Эддин Слим (программа «Видения»).

Авторитетный журнал «Cahiers du Cinéma» назвал франко-тунисской драму «Тламес» одним из лучших фильмов 2019 года. Это удивительная метафизическая путешествие, которое отсылает к Стэнли Кубрика и Апичатпонга Вирасетакула. Визуально в фильме много великолепно снятых эпизодов с использованием длинных кадров, которые поражают глаз зрителя. К тому же, «Тламес» будоражит воображение, оставляя пространство для любых интерпретаций.

«Естественная: неизвестная история Алис Ги-Блаш», режиссер Памела Б.Грин (ретроспектива «Женщины-пионерки кино»)

Все знают братьев Люмьер, которые считаются первыми режиссерами. А вот имя первой женщины-режиссера до сих пор остается неизвестным широкой общественности. Ею была Алис Ги, которая сняла первый в истории фантастический фильм. Кроме того, она была основательницей и директором крупнейшей доголливудськои студии. Именно этой незаурядной режиссеру посвящено документальную ленту «Натуральная: неизвестная история Алис Ги-Блаш», которую спродюсировала и озвучила Джоди Фостер. Фильм состоит из архивов, интервью и фрагментов работ Алис Ги, раскрывающих историю первой женщины-режиссера в истории кинематографа.

«Мартин Иден», режиссер Пьетро Марчелло (Фестиваль фестивалей)

Новая экранизация знаменитого романа Джека Лондона впервые была представлена на Венецианском кинофестивале 2019 года, откуда уехала с наградой за лучшую мужскую роль (Лука Маринелли). Пьетро Марчелло перенес действие из Америки в Неаполь и предоставил в распоряжение героя весь ХХ век. В фильме отсутствуют все недостатки, которые обычно присущи экранизациям романов: в «Мартин Иден» нет академизма, это абсолютно свободный фильм.

«Шведская история любви», режиссер Рой Андерссон (мини-ретроспектива Роя Андерссона)

Дебютный фильм выдающегося шведского мастера повествует о первой любви, которое переживает пара подростков идеалистов. Анника и Пар стараются не потерять надежды в циничном мире взрослых, постоянно обесценивает их чувства. Вопреки позднейшим работам режиссера «Шведская история любви» идет по классическому сюжету с трогательной и изящной историей, которую следует заново открыть заново.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ — УКРАИНСКИЙ КИНО

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Игорь Грабович, кинокритик:

Интересует в первую очередь украинское кино. В этом году оно практически во всех программах, и его количество довольно значительна. Важно, что украинские фильмы присутствуют также и в Международной программе — и это, в частности, лента Валентина Васяновича «Атлантида», которая наконец прибилась к родному берегу после многочисленных международных кинофестивалей и разнообразных наград на них. Этот фильм, без преувеличений, ожидают все поклонники кино, поскольку речь идет не просто об очень титулованную ленту, но и о новаторское киновисловлювання.

В Международном конкурсе также интересный и очень неожиданный фильм «Невидимый» режиссера Иґнаса Йонинанса, в производстве которого участвовала Украина. Это — современное европейское кино, к которому мы ранее фактически приобщались.

Национальная конкурсная программа полного метра привлекает к себе внимание разнообразием тем и кинематографических жанров. Среди прочего, я бы выделил документальную картину режиссера Егора Трояновского «Бес», которая говорит о отца погибшего украинского добровольца, попал в плен к печально известного боевика Безлера. Это очень актуальная и очень драматическая история, которая многое скажет нам о современной Украине.

Интересным должно быть и полнометражный украинский мультфильм «Виктор_ Робот». Это рисованная авторская анимация Анатолия Лавренишина, которую нечасто встретишь в наше время. Универсальная история с украинским уклоном.

Удивительно неожиданной и насыщенной национальная программа короткого метра. Здесь следует смотреть все три части программы, потому что каждый фильм интересен сам по себе. Для себя я выделил картину Станислава Битюцкая «Нетерпимость». Этот кинорежиссер делает первые шаги в жанре хоррора, причем на национальном материале, поэтому этот эксперимент требует пристального внимания.

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

В программе Специальных показов для меня интересны фильм «Номера» Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева и неигровая картина «Кубрик о Кубрика» Грегори Монро. Первая лента является уникальным экспериментом, поскольку создавалась Сенцов фактически из-за решетки, а во втором фильме обещают поднять завесу над жизнью и творчеством одного из величайших и самых загадочных кинематографистов мирового кино.

ПОДТВЕРЖДЕН призами

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Ярослав Пидгора-Гвяздовский, кинокритик:

«Атлантида», режиссер Валентин Васянович (Международная конкурсная программа)

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Один из центральных фильмов фестиваля, потому что именно им Украина уверенно произносит свою способность считаться кинематографической страной Европы, где искусство идет рука об руку с реальностью, являясь его зеркалом и воплощением рефлексий. Что год назад подтвердил приз на одном из трех главных фестивалей мира, Венецианском. Фильм о будущем 2025 — после завершенной победой российско-украинской войны, — показывает сложный и болезненный жизни военных уже за пределами войны, как отчасти трудно интегрироваться в мирное мир, имея в себе посттравматический синдром, но вместе с тем, показывается вероятность этой интеграции и ее смысл.

«Виктор_робот», режиссер Анатолий Лавренишин (Национальная конкурсная программа)

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Полнометражный анимационный фильм наполнит зрителя утешением по сноровки наших режиссеров создать такое изобретательное и оригинальное кино. В сюжете о приключениях девочки в мире роботов можно немного запутаться, а то и потерять ощущение логики, но анимационные образы и музыкальный концепт, за которым стоят голоса Dakh Daughters и «Даха Браха», помогают преодолеть сценарные неудобства, и, наконец, констатировать полную победу «Виктора_робота» в графическом и музыкальном плане.

«Голем: как он пришел в мир», режиссер Пауль Вегенер (Особые события: Кино_Live)

Кому удастся добраться до Южной Пальмиры и оказаться на Потемкинской лестнице 2 октября, то полностью кайфонуть от этой немой багатозвучности — черно-белый, бессловесный, но экспрессивный в движениях кадров и в самом кинематографическом стиле, «голем» является образцом настоящих фокусников прошлого. Маг кино, Вегенер, имея настоящим рассуждением минимум киносредств, смог сделать шедевр из кадров, образов и сюжета, когда становится интересно несмотря на примитивность игры и преобразований героев. История голем, которого оживили ради спасения, но который сам становится погибелью для его создателей, — это классическая история, полная трилерового восторга и, несмотря ни на что, выполнения … На большом экране, над морем, с оркестровым сопровождением — это должно стать незабываемым.

«Отверженные», режиссер Хассен Ферхани (Фестиваль фестивалей)

Маленькая кинематографическая бомба, созданная о современной этническую проблему во Франции. Во время рейда нищим районом Парижа один из полицейских, превышая свои полномочия, убивает чернокожего парня, и это не случайно снимает камера на Дроне одного местного чудака. Погоня полицейских видео переходит в охоту на самих полицейских. И напряжение, с которой это происходит, неугомонно растет до финала, оставляя его открытым и тем страшным до ужаса — в один момент все во Франции может вспыхнуть (а зритель вполне может вспыхнуть уже на финальных титрах).

«Кубрик о Кубрика», режиссер Грегори Монро (Специальные показы)

Настоятельно рекомендую этот документальный фильм тем, кто его еще не видел. Во-первых, из-за новую информацию о выдающемся режиссере-визионера Стэнли Кубрика, которую разрешила обнародовать его семья — магнитофонные записи многочасового интервью, до сих пор еще не публикуемого. Во-вторых, из-за возможности увидеть, почувствовать и понять как делается документальное кино, и как оно захватывает, не хуже игровое. А в-третьих, из-за еще один шанс окунуться в мир Кубрика, гения и тирана, перфекциониста и сноба-отшельника, а это всегда удовольствие для ценителя фантазии и способов ее воплощения на экране.

НАДЕЖДА, ЧТО дар пророчества ПРЕДАЛ

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Александр Гусев, кинокритик:

«Босой император», режиссеры Питер Бросенс и Джессика Вудворт (фильм-открытие)

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Фильм рассказывает о продолжении геополитических приключений полюбившихся героев нашему зрителю по предыдущей картине Бросенса и Вудворт «Король бельгийцев», которая получила Гран-при Восьмого ОМКФ. Авторы, еще в 2010-м году закончили сценарий этой трагикомедии о путешествиях бельгийского монарха, вынужденного прервать официальный визит в Стамбул и поспешить на родину, обнаружив, что через триумф валлонских сепаратистов она вот-вот исчезнет с политической карты, по сути, предусмотрели Брекзит , диктатуру в Турции и миграционную кризис. Завязка нового фильма-спровоцирован распадом Бельгии развал Евросоюза и покушение на жизнь несчастного короля в роковом для европейской истории Сараево, — побуждает высказать надежду, что Бросенсу и Вудворт на этот раз изменил пророческий дар.

«Служители», режиссер Иван Остроховський (Международная конкурсная программа)

Двое семинаристов, которые посвятили себя изучению и проповеди закона Божьего в тоталитарной стране, исповедующей воинствующий атеизм, узнают о тесных связях между своими преподавателями и органами безопасности, а затем и сами получают предложение о негласном сотрудничестве. Действие ленты словацкого режиссера, при соответствующих изменениях в именах и конфессиональных особенностях, вполне могла бы разворачиваться и в наших 80-х. Вместе с тем, перед выбором между служением Богу и служением Цезарю- или попытками совместить одно с другим, -неридко оказываются и наши современники.

«Военные каникулы», режиссер Мориц Шульц (Конкурс европейских документальных фильмов)

Фильм немецкого документалиста посвящен теме, почти не осмысленной отечественными кинематографистами- легитимации в обществе ультраправых идей, как оправданных тем обстоятельством, что многие из их носителей с оружием в руках защищают украинскую землю. Но так уж отличается их система ценностей той, что исповедуют русские шовинисты? Как бы там ни было, методы военно-патриотического воспитания в детском лагере «Азов», о котором рассказывает лента, вряд ли особо отличаются от практик путинской Юнармии.

«Мальмкроґ», режиссер Кристи Пую (Фестиваль фестивалей)

Синефилам, блуждающих фестивальными тропами в поисках чего-то по-настоящему необычного, стоит обратить внимание на фильм лидера Румынской новой волны. Его экранизация трактата Владимира Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» предстает трехчасовым застольем в декорациях аристократического особняка, насыщенным блюдами из давно забытыми названиями и беседами о столкновении цивилизаций, духовную составляющую научного прогресса и явления Антихриста — темы, столь же актуальны в дни путинской экспансии, коронавируса и климатических изменений, как и накануне Первой мировой.

«Мартин Иден», режиссер Пьетро Марчелло (Фестиваль фестивалей)

Одесский кинофестиваль 2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Как и Кристи Пую, итальянский постановщик обращается к классическому тексту вековой давности, словно предлагая аудитории взглянуть на него сквозь призму драматических перипетий 20-го века. В интерпретации Марчелло история молодого моряка, поднимается по социальной лестнице благодаря писательскому таланту- и не проявляет ничего хорошего на верхнем этаже, -постае отражением иллюзий и разочарований цивилизации, доверилась обещаниям научно-технического прогресса и идеи личного успеха.

Вне списка, как наиболее очевидный хедлайнер Одиннадцатого ОМКФ, вспомню «Атлантиду» Валентина Васяновича, о которой мы писали в материале о Минский МКФ «Листапад».

Александр Акифьев. Киев

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Закрыть