Культура

Новая экранизация «Мастера и Маргариты»: $11 млн на эффекты и Воланд-чужак

Россияне взялись за старое – летом начнутся съемки фильма «Воланд»

Одна из российских кинокомпаний заявила о том, что уже летом 2021 года они начинают съемки полнометражного фильма «Воланд» по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». А в прокат он должен выйти уже в 2022 году. Причем бюджет у картины немаленький – 800 миллионов рублей (приблизительно 11 миллионов долларов).

Скандалы, слухи и интрига

Мастера и Маргариту сыграет семейная пара актеров – Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, которые известны не только своими ролями в кино, но и рядом громких скандалов. Самая большая волна хейта окатила эту парочку в 2016 году. Юлии многие женщины желали смерти и сыпали на ее голову проклятия, потому что она стала разлучницей. За ней и так уже закрепилась слава ветреной особы, поскольку до знакомства с Цыгановым Юлия шесть лет была замужем за неким Алексеем Снегирем. После развода у нее был романом с оператором фильма «Обитаемый остров», в котором актриса исполнила одну из главных ролей. А спустя еще некоторое время Юлия познакомилась на съемочной площадке фильма «Распутник» с секс-символом российского кино Данилой Козловским. Их роман длился около года, после чего они расстались. 

Но надолго артистка в одиночестве не осталась – в том же году на съемках она познакомилась с Евгением. Цыганов на тот момент уже десять лет был женат на актрисе Ирине Леоновой, и у них было шестеро детей. А когда актер, спустя год, решил уйти к забеременевшей Юлии, его супруга вынашивала седьмого ребенка. Самой старшей из детей Цыганова – дочери Полине – было на тот момент десять лет. Обсуждение этого развода не утихает до сих пор. 

Хотя, несмотря на шлейф скандалов, и Снигирь, и Цыганов достаточно известные актеры. Например, Юлия – одна из немногих российских актрис, которые снимаются в европейском кино. Пару лет назад она поучаствовала в сериале Паоло Соррентино «Молодой Папа». Фильмография же Евгения Цыганова насчитывает более восьмидесяти ролей. Одна из самых известных его работ – оператор Виктор Хрусталев в сериале Тодоровского-младшего – «Оттепель». Также актер снялся в скандальном фильме Алексея Учителя «Цой», вышедшем в российский прокат в 2020 году. В нем он сыграл водителя того злосчастного автобуса, врезавшегося в машину музыканта. 

То есть авторы фильма, замахнувшись на экранизацию классики, понимали, что для реализации их планов необходимо работать с талантливыми и опытными актерами. Но вот кто же сыграет Воланда – пока держат в тайне. Хотя в социальных сетях появились предположения, что эта роль достанется иностранному актеру, но его имя держится в секрете. Смеем предположить, что, судя по бюджету картины, это вряд ли будет какой-то топовый голливудский актер – размер гонорара американских звезд стартует от пяти миллионов долларов. 

Впрочем есть прецедент, когда Воланда мог сыграть Аль Пачино. В 2008 году американская кинокомпания Stone Village Pictures заявила, что намерена экранизировать «Мастера и Маргариту» – бюджет составлял 110 миллионов долларов. Кроме Аль Пачино, в картине планировали задействовать, и якобы даже со всеми провели переговоры, актеров: Дэнни Де Вито в роли Бегемота, Джон Малкович – Понтий Пилат, Мэтт Дэймон – Иван Бездомный и Николас Кейдж – Иешуа. Проект так и не запустили. Глядя на этот перечень актеров элементарно не верится в то, что 110 миллионов долларов продюсеру хватило бы, чтобы купить для картины всех этих звезд. Только Пачино с Деймоном и Кейджем обошлись бы им в половину бюджета картины.

Если углубляться в историю экранизаций романа, то наиболее удачным Воландом можно назвать работу Олега Басилашвили в фильме Владимира Бортко. Хотя и Валентин Гафт в картине Юрия Кары тоже хорошо смотрится, просто сам фильм менее известный, поскольку не смог попасть на экраны кинотеатров и на телевидение.

Проклятие романа Булгакова

Снимать картину должен был Николай Лебедев, известный как режиссер коммерчески успешных фильмов «Волкодав из рода Серых Псов» и «Легенда номер 17». Но в какой-то момент он решил переключиться на другой высокобюджетный проект – «Нюренберг», и в кресло режиссера сел Михаил Локшин известный в России по приключенческой драме «Серебряные коньки». И хотя эта картина обошлась кинокомпании достаточно дорого, в прокате она провалилась, не отбив даже вложенных средств. Правда, винить в этом режиссера нельзя, ведь именно тогда бушевал коронавирус, и зрителям было не до кино.

Россия уже в третий раз берется за экранизацию культового романа. Две предыдущих, которые сняли Юрий Кара в 1994 году, а потом Владимир Бортко – в 2005-м, вызвали у многих зрителей негативную реакцию. Да и остальные три экранизации этого романа – две польских и одна чешско-итальянская – не вызвали восторга, как у фанатов романа, так и у кинозрителей.

«Над этим романом висит какое-то проклятие кинематографического толка. Его никак не могут снять хорошо – как не возьмутся, выходит пошлость, которую даже стыдно смотреть. Есть версия, что сам Булгаков его стыдился, потому что роман писался под одного читателя. Как вспоминал советский режиссер Владимир Наумов, который снял когда-то «Бег», очень понравившийся Елене Сергеевне Булгаковой, у него было то ли виденье, то ли сон, что сам писатель не хочет, чтобы эту книгу экранизировали. Версия абсолютно не реалистичная, но при этом очень убедительная«, – сказал в комментарии Vesti.ua кинокритик Андрей Алферов.

Тем не менее режиссеров вновь и вновь будоражит идея снять картину по этому мистическому произведению. Новая экранизация, по словам Локшина, будет лишь по мотивам романа Булгакова, то есть скрупулезно придерживаться произведения он не планирует. Этим новая картина будет существенно отличаться от всех предыдущих постановок. Его Мастер – уже профессиональный писатель, чью пьесу убрали из репертуара всех театров. После этого он встретил Маргариту и сел писать свой роман. У Булгакова же главный герой – начинающий писатель. Его роман о Понтие Пилате – это первая проба пера. Так что выходит, режиссер «Воланда» в какой-то мере списал образ Мастера с самого Михаила Афанасьевича. В его биографии именно так и было, когда в 1929 году спектакли по пьесе «Дни Турбиных» были сняты из репертуара всех театров, включая МХТ. 

Еще одной нестандартной фишкой новой экранизации станет то, что в процессе работы над книгой реальность и действительность в сознании Мастера перемешаются. Так что появятся реальные причины упрятать его в психушку, как и булгаковского героя.

Булгаков нуждается в спецэффектах

После откровенных провалов и просто сомнительных успехов всех прежних экранизаций с трудом вериться в то, что новый фильм по роману «Мастер и Маргарита» сможет заинтересовать широкую публику. Тем не менее Ольга Сумская, которая уже пятнадцать лет играет на театральной сцене Маргариту, считает, что это всего лишь вопрос бюджета и наличия в картине спецэффектов.

«Роман все равно остается интересным для многих, потому что в нем есть мистика и традиционно тема противостояния добра и зла. Да и само произведение окутано тайнами и легендами. Плюс – судьба Булгакова и масштаб личности Михаила Афанасьевича. Если в этой картине будет компьютерная графика, то он будет гораздо интереснее, чем предыдущий фильм Бортко (картину Кары я не видела). В той картине великолепные актерские работы Басилашвили и Абдулова, но зрелищности ему не хватало. А здесь она просто необходима, иначе, как показать все фокусы и магические воплощения Воланда«, – говорит Сумская. 

Такое впечатление, что режиссеры будут постоянно штурмовать этот роман, как некую кинематографическую планку, потому что «Мастер и Маргарита» – произведение, которое поразило ни одно поколение читателей. И тот факт, что у молодежи сейчас свои герои, тоже вряд ли можно считать весомым аргументом не обращаться к классике. Творчество Булгакова, по мнению Алферова, достаточно привлекательно и для них, поскольку очень таинственное и загадочное.   

«Булгаков – как Гоголь – очень кинематографичен, потому что в его романах много метафизики, то есть того, что находится за пределами сюжета и способно создать определенную атмосферу. «Мастер и Маргарита» свернул головы западным умам еще в середине прошлого века настолько, что под его влиянием Мик Джаггер написал песню Sympathy for the Devil («Симпатия к дьяволу»). Поэтому для кинематографа здесь открываются широчайшие возможности применения спецэффектов и художественных образов«, – считает Алферов.

На этом романе не один кинематографист еще обломает зубы. И прогнозировать успех или провал картины «Воланд» в прокате, конечно, очень рано. Судя по бюджету, у россиян будет вполне достаточно средств, чтобы Кот, например, был хорошо прорисованным, а не выглядел, как аниматор на пляже. Да и актеров подобрали опытных и колоритных. Так что у фильма есть все шансы заинтересовать зрителя и, возможно, стать лучшей экранизацией романа Булгакова.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть