Культура

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

В Киевском театре на Подоле состоялась первая после карантина премьера — спектакль «Навигатор» от режиссера Тамары Труновой

Спектакль поставлен по одноименной пьесе известного грузинского драматурга, журналиста и писателя Лаши Бугадзе.

Услышав название «Навигатор», я, как человек, который уже много лет ездит близкими и дальними автодорогами с помощью этого чудо-устройства, и (чего стесняться) частенько общается с ним, предположила, что представление будет именно об искусственном интеллекте. А почему бы и нет? Представила, что главная героиня — красивый голос с навигатора (кстати, голос Риммы Зюбиной) и, вот герой в нее влюбился …

Но все оказалось намного-намного глубже, поскольку в «Навигаторе» нам предлагают окунуться в психологию и исследовать, кем, или чем является человек и какие травмы влияют на то, чтобы она стала именно такой? Ну, и о любви, конечно!

Наш спектакль о попытке ЧЕЛОВЕКА ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ И СЕБЯ В ЭТОМ ЖИЗНИ

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

У актера Артема МЯУС — главная роль. Его персонаж — Ростом, некий человек-подросток, который только в 40 лет начинает взрослеть. Спрашиваю: не поздно?

(сми ется) Взросление может наступить в любое время, и в 60, и в 80 лет! Наш спектакль о попытке человека любить жизнь и себя в этой жизни, независимо от возраста.

Мы разбираемся в ситуации, когда человек остается совсем один, и так не может контактировать с обществом, находит себе искусственный интеллект, с которым общаться комфортнее, чем с отцом, друзьями или коллегами, рассказывает актер.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

— Артем, модное ныне гендерный вопрос: а чувствую ется разница в работе, когда режиссер — человек, и когда — женщина? Или вы ее не чувствуете? Ведь, женщин, все равно, меньше в этой профессии?

— Не считал, но мне кажется, что лучше работать с профессиональным человеком и стать — не важна. Я очень хотел поработать с Тамарой Трунова, мы давно знакомы, и, хотя работаем в разных театрах, учились мы в один период. Я видел ее представления, мне нравится ее стиль, мысли, темы, которые она нарушает. Тамара — человек, который умеет объединить вокруг себя команду, создать правильную атмосферу и вместе плодотворно работать над воплощением одной идеи.

По сюжету пьесы, через детские травмы, которые были в Ростома в детстве, он в себе закрывается. Спрашиваю у исполнителя: близка ему лично эта проблема, и возьмет что-то полезное (от общего с героем) психологического проработки детских травм?

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

«Надеюсь, после этой роли во мне психологических изменений не произойдет, я все же больше изображаю, чем перевоплощаюсь. Мне кажется, что искусство как раз и состоит в том, чтобы достоверно сыграть персонажа, а не прожить его жизнь. Но у меня есть собственный жизненный опыт, я помню, как сам взрослел, при каких обстоятельствах взрослел, вот, в принципе этот опыт я буду пытаться здесь применить … », — делится со мной МяуСим.

ОНА ЕГО НЕ ХОЧЕТ НЕ ЛЮБИТ, не воспринимают, а может — ЭТО В НЕЙ ВООБЩЕ СТРАХ ОТ ТОГО, ЧТО ЕЕ ЛЮБЯТ

Цвет волос главной героини — лаванда. Это цвет цветущего склона со сна Ростома, где оживают его мечты.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

— Женщины всегда немножко искусственные, так, на самом деле, какая разница — цвет волос блонд, черный или лавандовый? — говорит актриса Елена Свирская, исполнительница роли Клары. — Я играю ту, кого Ростом пытается любить. Вообще в спектакле одна героиня, это такая честь для актрисы, быть единственной женщиной! Но она настолько эфемерная, что кажется, будто этот персонаж одновременно и здесь, и где-то далеко.

Актриса рассказывает, что ее Клара (хотя в определенной степени и является собирательным образом) — полностью реальная женщина, которая, однако, не может стать реальной для этого конкретного мужчины.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

— Она его не хочет, не любит, не воспринимает, а может — это у нее вообще страх от того, что ее любят. Так бывает … ей страшно, когда ее кто-то любит, она не знает, что с этим делать. Мы же любим больше тех, кто нас не любит …

Возможно то, что я скажу, это не замысел режиссера, а просто мои ощущения: она боится, что он любит ее, как ребенок любит маму, а она не хочет быть той мамой, она хочет, чтобы у нее был папа по жизни, который ей помогал, возможно, тут такая травма какая-то, потому что тот, кто любит, он травмирован, немножко инфантильный, она это видит и выбирает другого мужчины. А он строит отношения в своем воображении с человеком, который в них не участвует.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

— Елена, вы считает является то, что инфантильность действительно является одной из проблем нынешнего общества?

— Я думаю, что да. Для меня, например, зрелый человек — это моя мама, но это поколение, которое родилось в 40-50-х годах, тогда дети быстрее взрослели. Сейчас, возможно, потому, что мы живем в большем комфорте, люди инфантильниши, дольше остаются детьми, не хотят брать на себя ответственность, а, возможно, боятся переживать какой-то тяжелый опыт.

ЗДЕСЬ исследуется человеческая натура НЕ театральным языком, а ЧЕРЕЗ изучения человеческого ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПАТОЛОГИЙ

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

— Спектакль стоит не на совсем привычных вещах, это — изучение человека не столько с точки зрения драматургии и режиссуры, а через призму знаний человеческой натуры, ее патологии, ее детских травм, — рассказал мне Михаил Кришталь, который в спектакле играет Директора.

— Но психология в театре везде и всегда!

— Да Но здесь исследуется человеческая натура несколько не театральным языком, а языком изучения человеческих поведенческих патологий. В «Навигаторе» мы коснемся психологии в классическом понимании этого слова — как науки, патологической психологии и психиатрии.

Мой герой получает то, что заслужил. У меня нет впечатления, что он положительный, по крайней мере, главному герою он не друг и даже не пытается другом притворяться, хотя должен.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

Главный герой здесь один — Ростом, а мы все его сопровождаем, то активно толкаем на путь, который он проходит во время представления.

— Вы также впервые работаете с Тамарой Трунова?

— У меня была попытка, я проходил кастинг на спектакль по пьесе «Плохие дороги», но тогда к ней не попал. Не знаю, плохо это или хорошо, но по крайней мере мы познакомились и подружились.

— Насколько режиссер должен быть авторитарным в работе?

— Я олдскульный профессионал, еще и провинциал (у меня позади 20 лет Донецкой музыкальной драмы), и привык к тому, что фигура режиссера — это авторитарная фигура. Мера авторитарности зависит от натуры, воспитанности и задач, которые он перед собой ставит. Были и есть режиссеры, которые без мата с артистами вообще говорить не умеют, которые выбивают актеров, как бубен. А есть режиссеры, которые пробиваются к тебе исключительно лаской.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

Это фигура, на которой лежит едва ли не самая ответственность за конечный результат перед работодателями, продюсерами, зрителями, где ни возьми — сериал, кино, театр, постановка шоу или рок-концерт.

Тамара для меня достаточным авторитетом, чтобы я внимательно ее слушал и делал то, что она говорит, — поделился со мной Хрусталь.

Я РАССМАТРИВАЮ человеческой душе и теле, КАК единое суверенное СИСТЕМУ. КОГДА МЫ ЛЮБИМ — это нарушает наш суверенитет

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

Признаюсь, что я лично тоже уже очень давно хочу поработать с Трунова, пообщаться есть. И тоже все как-то не получалось, и вот прекрасная возможность!

— Тамара, поздравляю с премьерой! Вы достаточно интересно обозначили жанр своей новой постановки «попытка любить». Что вы, как режиссер, вкладываете в эти слова?

— Что такое любовь? Это вообще екзинстенцийне вопрос — чем то, что мы привыкли называть «любовью»? Насколько это понятие реализовано современным человеком, и как оно мутирует относительно того образа идеальной любви? Мы уже почти любое проявление близости, внимания, эмпатии — называем любовью, но она тем не есть.

Здесь история о попытке полюбить себя. Я рассматриваю человека, человеческую душу, тело как единую суверенную систему, когда человек кого-то любит, эта любовь нарушает его суверенитет, и она теряет себя как целостную конструкцию.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

Мы стараемся исследовать человека: кем или чем он? Какие травмы влияют на то, чтобы она стала именно такой? Нам интересно поработать не с результатом, а с причинами: куда человек, который уже является заложником своего детства и своей предыдущей биографии, может двигаться? И, может ли она двигаться вообще? Способны ли мы — люди сломать устоявшуюся парадигму и трансформироваться во что-то новое? Это такая гротескная лабораторная работа.

— Как интересно! То есть вы выбрали язык гротеска, чтобы поговорить на такие серьезные темы?

— Чужие психологические проблемы это всегда гротеск для того, кто на это смотрит.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

— Пьесу написал грузинский автор, вы ее перевели и, насколько я поняла, немножечко адаптировали.

— Это моя сценическая редакция. Я так работаю почти со всеми пьесами, с которыми имею дело. Поскольку, очень редко пьеса выписана таким образом, чтобы войти, крепко стать ногами на сцену, быть тождественной самой себе в написанном виде и так же резонировать, будучи уже воплощенной в спектакль.

Это нормально, потому что, когда ты заказываешь какую-то вещь, посылаешь свои мерки, а потом получаешь что-то не совсем то, что заказывал, то начинаешь подгонять под себя, а в этом случае — еще и под собственный менталитет. Потому что, наверное, есть определенные отличия — грузинский человек, украинский мужчина, грузинский мальчик, украинский мальчик, любовь, отношения на работе. У нас есть какие-то стереотипные истории: что такое украинское любви, что такое украинская мать, которая нашла себе любовника и покинула мальчика в 13 лет, то есть, мы уже немножко ее адаптируем к украинскому менталитету.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

— Но действие происходит в Грузии?

— Действие происходит сегодня. Где, мы не знаем. В голове главного героя Ростома такая локация (улыбается). Но все грузинские имена сохранены. Автор немного касается политической темы, и это, узнаваемо, Грузия, мы немножко расширяемся в том месте, но спектакль — общечеловеческая. Это не «Ханума», одним словом, это — современная пьеса.

— Вам больше нравится работать с современным материалом?

— У меня есть Островский «Бесприданница», но это также осовремененная версия, такая между временами и мирами. Мне нравятся тексты, которые ставят передо мной вопросы, которые я еще не касалась, которые дают какой-то новое измерение театральный, человеческий и, возможно, пишут новый сценарий выживания.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

— Когда вы выбираете пьесу, то берете прежде всего то, что вам лично сейчас интересно, то, что вы (почувствовав в себе Демиурга), считает является то будет зрителям интересно?

— Я не знаю, что интересно зрителям (смеется), но знаю, что, если двести зрителей увидят один спектакль, то после представления — получится двести спектаклей, то есть двести различных взглядов, о чем она и как она сделана. Что я закладывала, то уже мои проблемы, главное, что человек выносит, как она трактует, присваивает себе эти смыслы.

А я работаю только с тем, что мне близко. Тогда это не «однодневка» для меня, мне интересно быть в долгом процессе, и видеть не одно дно, а их большое количество, бездну. Я вижу целую конструкцию бездн, которая скрывается в материале, если это касается, собственно, меня индивидуально.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

— Вы же дольше, чем обычно, работали над этим спектаклем из-за карантина?

— Да, работа прекращалась дважды: сначала карантин, потом мы перезапустилися и снова вспоминали, кто есть кто, потом — отпуск снова в месяц. Конечно, в таком режиме трудно удерживать приобретенные смыслы, ты меняешься, трансформуешся, а потом думаешь: а может, так надо было? Может, эта тревожная атмосфера, внутренний тремор влияет на жанр спектакля и мы лучше понимаем главного героя, у которого такая шаткая ситуация под ногами? Ему все время не на что опереться, и количество этих объектов, движущихся только увеличивается со временем вокруг него.

— То есть и у вас произошла, как сейчас красиво говорят, изменение мировоззренческой парадигмы?

— Да, но у меня началось все даже немного раньше, с Нового года. Я даже с близкими людьми тогда делилась и говорила, что чувствую, что что-то надвигается, но я не знаю этом названия. Поэтому я была внутренне готова, и для меня сейчас очень интересный период жизни.

Навигатор по человеческой душе и телу. Театральная премьера

Мы — хамелеоны, ко всему привыкнем, психика у современного человека гибкая, я думаю, что, наверное, скоро и жабры отрастут — сможем и в воде уже жить! Человек трансформируется и адаптируется — хорошо это или плохо не знаю, но это факт, так наш ответ на вызовы.

Предупреждаю, что «Навигатор» — это такая постковидна спектакль — все наши переживания и внутренние темпоритмом проросли в нее, потому она может показаться несколько пограничной.

Умная штука — навигатор! Но, что делать с душой? Я умышленно не буду рассказывать сюжет новой интересной театральной постановки или даже его основной ход, потому что это будет мой спектакль, а вам нужно увидеть свою!

Любовь Базив. Киев

Фото: Евгений Котенко, Ira Marconi

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Закрыть