Многозначительное молчание
Михаил Коронкевич
Фильм «Молчание» Мартина Скорсезе был одним из моих самых больших ожиданий в 2016.
Настолько, что перед просмотром стало действительно страшно: впечатлением суждено обернуться либо полным восторгом, или огромным разочарованием.
Однако дон Скорсезе не подвел, поэтому — восторг и сплошной позитив! Слой философских проблем, которые поднял в своем романе Сюсаку Эндо, поражает своей масштабностью. Столкновения и сосуществования религий, культур и мировоззрений, сложные и противоречивые отношения их носителей, перенос на чужую почву прочь отличного религиозной доктрины и ее «местное» восприятие представителями разных социальных слоев…
Фото: КиноПоиск
Не забудем и о вопросах, что также остается по сей день актуальным и сложным: пересит верой, усталость от необходимости всегда быть готовым к жертве ради других и полного отказа своему «я» во всем. Кроме того, невольное головокружение марнославної по своей природе человеческой натуры от значимости собственного мессианства.
Фото: КиноПоиск
Наконец, еще один актуальный и вечный вопрос стойкости в вере и компромиссов, на которые можно пойти, не изменяя ее, но спасая тем самым жизни других. Где здесь грань, за которой начинается предательство самого себя, которую уже не виправдаєш одной благородной целью?
Проблематика книги этим далеко не исчерпывается, и задачи, которые стояли перед Скорсезе, усложнялись в разы. Адаптировать подобный сюжет для большого экрана, одновременно сохранив дух первоисточника и зрелищность, казалось практически невозможным даже для таких признанных метров. Но мастер на то и мастер, чтобы принимать такие серьезные вызовы, которым стал для кинематографа роман Сюсаку Эндо. И теперь я убежден, что когда «Молчание» и можно было перенести на большой экран, то лучше Скорсезе этого не суждено сделать никому — как в прошлом, так, уверен, и в будущем. Похожие ощущения у меня были в последний раз после просмотра «Парфюмера» Тома Тыквера, когда для адаптации сложного для кино текста Патрика Зюскинда был принят ряд невероятных по своей точности сценарных и режиссерских решений, которые обеспечили картине зрелищность и сохранили все основные акценты произведения немецкого писателя. Конечно, сравнивать «Парфюмера» и «Молчание» некорректно, это разные истории, но сложность задач при их киноадаптации можно сравнить.
При работе над «Молчанием» Скорсезе смог добиться нужного эффекта, уделив главное внимание диалогам и наполнению содержанием каждого из них. Это дало результат: каждое слово в фильме попадает в цель и играет важную роль в общей мозаике киноповествования.
Фото: КиноПоиск
Второй составляющей стали удачные крупные планы героев, которые рассказывают о них часто не меньше и даже больше, чем слова. А в картине есть еще и ряд блестяще снятых созерцательных сцен, тоже блестяще передают внутреннее состояние и переживания персонажей. То, как работал здесь с камерой оператор Родриго Прието, достойное гораздо большего, чем «Оскар». Мне сколько угодно могут рассказывать о том, какой класс показал в «Ла-Ла Ленде» Линус Сандгрен и у меня нет оснований считать эти похвалы незаслуженными, но, как на меня, то, что сделал в «Молчании» Прието, имело куда более решающее значение для успеха этой картины, чем работа Сандгрена в Шазелла, где просто правильно и с нужной точки сняли то, что должны были снять. Говорить о том, что камера смогла раскрыть или хотя бы показать какого-то героя с неожиданной стороны, вряд ли можно.
Фото: КиноПоиск
В контексте сложности литературного первоисточника не удивляет и продолжительность фильма Скорсезе. Его приверженность к «больших временных форм». общеизвестна, но в данном случае, думаю, дело не в этом. В картине важно было раскрыть всех персонажей, показать их эволюцию максимально детально и подробно, где важное значение имеет даже, казалось бы, незначительное событие в жизни того или иного героя. Во время просмотра ни разу не возникает ощущения растянутости, действие ни провисает, интрига сохраняют вплоть до финала, который тоже продуман тщательно и кажется безальтернативным.
Фото: КиноПоиск
Актерские работы в «Молчании» можно разделить, да и то весьма условно, на гениальные и отличные. Гениально сыгравший в картине Эндрю Гарфилд. Шутка Папы Римского о том, что Гарфилд, так сыграв священника, теперь обязан уйти в монастырь, — даже не кажется шуткой. Его отец Родриго словно олицетворяет все соблазны, сомнения и испытания, через которые проходят не только монахи и священнослужители, но и все, кто исповедует христианскую веру. Бог каждому дает крест в снаиги, но крест отца Родриго тяжеловат даже для священника. Его веру испытывают на прочность все жестче и жестче, а одним из апогеев, откуда вряд ли вообще можно выйти с чистой совестью, становится дилемма «кощунство или человеческие жизни». После такого мучительные сомнения в Божьей воле на фоне страданий и преследований, которым подвергаются японцы-христиане, искушение гордостью (когда ты чуть ли не один на всю страну опікуєшся местными христианами, это более неизбежно), чувства тоски, отчаяния и безысходности, которые накрывают отца Родриго все чаще и чаще, смахивают на детские игрушки. И то, что Гарфилд проникся материалом, видно с первых кадров. Образ отца Родриго у него в постоянном движении, не остается статичным бодвй минуту, каждую секунду в его душе — борьба с сомнениями и соблазнами. Все это Эндрю мастерски передает на экране.
Фото: КиноПоиск
Почти на одном уровне сыграл с ним отца Гарупе Адам Драйвер. До «Молчания» его работы в кино оставляли у меня смешанные чувства. В «Дж.Едгарі» Адам был неплохой, в «Дружбе и никакого секса?» он потерялся, а в восьмом эпизоде «Звездных войн» выглядел «слабым звеном». После картины Скорсезе сомнений в таланте Драйвера у меня не осталось: дуэт с Гарфілдом у него вышел отличный, но Адам хорошо смотрится и как самостоятельная фигура.
Замечательную роль сыграл в ленте и Лиам Нисон. Здесь она у него сравнительно небольшая, но запомнится сильнее некоторых его главных героев, настолько сумел раскрыться в ней Лиам.
Сильно отыграли и японские актеры. Остаются в памяти практически все их персонажи, даже задействованы в коротких эпизодах. Но особое впечатление произвели роли христиан. В этой связи еще, наверное, долго розмірковуватиму над парадоксом, что красной нитью проходит через весь фильм: японские христиане иногда оказываются более устойчивыми и крепкими в вере тех, кто им эту веру принес. Да, они понимают и интерпретируют ее довольно своеобразно, но тем не менее. Очень серьезная и интересная информация для размышлений.
Фото: КиноПоиск
Подводя итоги, можно только сказать, что «Молчание» Мартина Скорсезе точно стоило потраченных на него лет. Результат более чем убедительный.
Главное фото: КиноПоиск
* Точка зрения автора может не совпадать с позицией агентства