Культура

Культурный погром в Москве

Культурний погром у Москві

Обыски и аресты в деле вокруг » Гоголь-Центра и его художественного руководителя Кирилла Серебренникова

Во вторник президент Путин подписал указ, который щедро раздает до сотни орденов и медалей различного достоинства. Ну, насчет «достоинства» – это сомнительно, хотя бы потому, что орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени награжден губернатор Псковской области Андрей Турчак. Он более всего известен тем, что, во-первых, довел регион до долговой ямы, во-вторых, судя по всему, заказал тяжкое избиение журналиста Олега Кашина.

Так вот, господину Путину, видимо, следовало бы наградить себя и еще сотню своих ближайших соратников за усиленное и ускоренное создание в России революционной ситуации. Это же первоочередная заслуга перед Отечеством, потому что ни одна российская оппозиция (тем же Кремлем раздроблена и маргинализирована) для этого не сделала столько, сколько сама власть.

УМЕНИЕ ПЛОДИТЬ ВРАГОВ

Похоже, именно отсутствие реальной оппозиции, более-менее оформленной альтернативы существующей власти, играет с ней злую шутку. Появляется опасное ощущение, что все настолько закатано под асфальтом, настолько схвачено и под контролем, что со страной можно делать все, что угодно. И они делают…

Для прославления путинских друзей по дзюдо братьев Ротенбергів придумывают систему «Платон». Правда, и тем олигархам дохода она дает мало. Но зато превращает во врагов бывших верных путинцев и кримнашівців – дальнобойщиков, крепких мобильных мужиков, которые привыкли быстро передвигаться по стране, умеют при необходимости ловко справляться, как минимум, с монтировкой. К водителям присоединились и подружились с ними кубанские фермеры, уставшие от произвола. Но их тракторный марш тоже довольно жестко разогнали.

Навальный сумел раскачать ситуацию с «подпольной империей недвижимости» Медведева. И вот уже какая-то часть молодежи тоже готова принять участие в протестах. А меры, принимаемые против этого, только раскручивают ситуацию.

В Москве плохо расходится жилье, которое понастроили. А давайте затіємо реновацию! И спишем под это дело горку бабла (с той горы золота, что пролилась на страну в бурные годы). И вот москвичи, казалось бы, совершенно покоренные, которые не имеют в Мосгордуме ни одного вменяемого, то есть не провластного депутата, на глазах снова становятся якобинцами.

Такое впечатление, что российская власть обвела мутным взглядом вокруг себя и задумалась: «Кого бы еще зацепить, и так, чтобы сильно злее стали?..». И таки придумала, выбрав лучший объект. Творческая интеллигенция, лидеры общественного мнения. Судите сами. Крепкие мужики (дальнобойщики+фермеры) во врагах уже есть? Есть. Легкая на подъем молодежь, которая при случае быстро радикализируется, есть? Есть. Столичные жители, без которых ни одна революция невозможна, разъяренные? Обозленные. Не хватает харизматичных креативщиков, после 2012 года загнанных под плинтус. Ату их!

ВОЙНА С ТЕАТРАМИ И ВЫСТАВОЧНЫМИ ЦЕНТРАМИ

Утро-день 23 мая казались какой-то фантасмагорией. Обыск у популярного театрального и кинорежиссера Кирилла Серебренникова, а также в Гоголь-центре, художественным руководителем которого он является. Что, как, зачем? Молчание. Будто специально, чтобы подогреть внимание. И силы, что до режиссера, в театр, присланные отборные, будто для ареста банды террористов — ФСБ.

Следом – обыск в выставочном комплексе «Винзавод». Когда-то это был едва ли не первый в Москве центр современного искусства на месте старого захудалого предприятия. Безумно модное и популярное место. Сейчас, когда появилось много таких же, слава его уменьшилась, но ностальгическая любовь к «Винзавода» в народе осталась. Да и как не любить русскому человеку культпростір с таким названием.

Еще новость, как с фронта боевых действий — обыски в РАМТі. Российский академический молодежный театр – также один из самых лучших и популярных театров Москвы. Расположен, кстати, между Большим театром и Государственной думой. Потом поступило уточнение: обыск не в самом РАМТі, а у его нынешнего директора Софии Апфельбаум. Причем обыск относительно давних проектов, когда она была руководителем господдержки искусства в Министерстве культуры РФ.

Ага, тут вспомнилось, что и на «Винзаводе» были не только художественные выставки, но и экспериментальные постановки, в рамках проекта «Платформа», который курирует Серебренников.

Показалось, что пасьянс сошелся. Все понятно.

Но объяснения, которые пришли вскоре, показали, что ситуация является еще более драматичной.

ВОЗВРАЩЕНИЕ И РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДОНОСОВ

В России в последнее время люди всех политических взглядов любят приводить, уместно и не очень. слова Сергея Довлатова: «Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов?».

Культурний погром у Москві
Фото с сайта vokrug.tv

Каждый вкладывает в эти слова свой смысл. Но все дружно забывают об окончании довлатовських соображений:

«Человек человеку… как бы это лучше выразиться — табула раса. Иначе говоря – все, что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств. Человек способен на все дурное и хорошее. Мне грустно, что это так. Поэтому дай нам Бог стойкости и мужества. А еще лучше – обстоятельств времени и места, располагающих к добру…»

А кем создаются «обстоятельства времени и места», которые располагают ли к добру, то то до миллионов доносов? Властями страны, ее гражданским обществом (если такое существует).

В сегодняшней России для доносов самое раздолье. Вот и культурный погром во вторник начался с них. Оказывается, уголовное дело, что привело к всех этих обысков, было возбуждено по результатам прокурорской проверки, проведенной в начале 2015 года по обращению какого підкремлівського фонда с лживым названием «Искусство без границ». Для популяризации своей деятельности в сфере доносов тогда же этот фонд провел в Москве выставку «На дне», на которой были представлены фотографии сцен из нашумевших театральных постановок с указанием количества денег, выделенных на них из бюджета. С тех проверок и закрутилась машина, которая привела к нынешним обысков и обвинений в хищении 200 млн рублей.

Но насколько могут быть обоснованы такие обвинения? Замечательный российский режиссер Владимир Мирзоев, ничего не зная об обстоятельствах дела, высказал такое суждение: «Собственно, власть делает все, чтобы любой человек был на крючке. Они намеренно создают… искажают экономическую среду с тем, чтобы никто не мог чувствовать себя в безопасности. Это делается совершенно намеренно. Поэтому не могу ничего сказать конкретно. Но среда патологическое – это правда».

Да, к сожалению, это хорошо знакомая, проверенная советская система. Когда законы такие, что нельзя быть успешным директором крупного предприятия, не нарушая закон. А значит — все на крючке. И как только начинаешь лаять или ежиться на власть, крючок подсекают.

ЕСЛИ ТЫ НЕ ИДЕШЬ К ПОЛИТИКЕ, ПОЛИТИКА ПРИХОДИТ К ТЕБЕ

А что же это за человек — Кирилл Серебренников. Почему так всколыхнули Москву, Россию гонения на него?

Культурний погром у Москві
Фото: siburbia.ru

В мире он, пожалуй, более популярен как кинорежиссер. Участник Венецианского и Каннского фестиваля. Так что, если его арестуют – шума будет ого-го. (К чести его будет сказано, еще в мае 2014-го Серебренников четко высказался в поддержку Олега Сенцова. Писал довольно острые посты в Фейсбуке, впрочем, не переходя некой «красной черты»).

В России же более заметна не такая фестивально-праздничная, а повседневная театральная работа режиссера. Хороший спектакль – честный спектакль. Обнажает болевые точки. Обязательно заставляет думать. Кирилл Серебренников просто ставил, ставит хорошие спектакли. Очень хорошие. Европейского уровня.

Серебренников возглавил театр имени Гоголя в августе 2012 года. При Сергее Капкові, руководивший в то время Департаментом культуры Москвы. Пожалуй, ни при кому-то другому этого произойти не могло бы. Недаром сановного Капкова, бывшего депутата Госдумы, называли кумиром московских хипстеров. Чиновник отстаивал прогрессивное современное искусство, ходил на спектакли, театральные фестивали, проявлял интерес к разного рода новаций. Поэтому и на посту долго не задержался – отработал всего два года.

Приходилось видеть господина Капкова лично. И Софью Апфельбаум, которая проходит теперь «по одному делу» с режиссером Серебренниковым, – тоже. Как уже говорилось, во времена процветания проекта «Платформа» и становление Гоголь-Центра Апфельбаум возглавляла Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ. И Капков, и Апфельбаум сильно отличались от других федерально-московских чиновников. У них были человеческие лица. На этих лицах проступали нормальные человеческие эмоции. Эти люди не поучали, не менторствували, не дарили себя публике, с ними можно было нормально общаться.

При этом никаких особых демаршей, тем паче — выступлений против «линии партии и правительства» с их стороны не было. Помнится, когда Серебренников захотел показать у себя в Гоголь-Центре фильм о деле Pussy Riot, Капков запретил – и пришлось подчиниться. Как уточнил Серебренников – чтобы не подставлять Капкова. Не сильно помогло — буквально сразу же и освободили. Не вынес правительство Москвы человеческого лица, даже такая мелочь оказалась чрезмерной.

И Серебренников продолжил подставляться уже в одиночестве. Повторяя, как мантру: «Мой идеал – Счастье. Искусство. Красота». Он действительно абсолютный апологет искусства. Не раз подчеркивал, что ради возможности творить, готов на компромиссы: «С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, поэтому будь добра — выполни свои обязательства». Ради театра мне не стыдно это делать»…

Но вот ночная новость 24 мая, что уже наступило, – по данному делу задержаны бывших гендиректора и главного бухгалтера театральной компании Серебренникова «Седьмая студия» Юрия Итина и Нину Масляєву. А это означает, что уголовное спираль начала разворачиваться и так просто теперь не остановится.

История Серебренникова (да и Аппельбаум, и Капкова) – воплощение прописной истины: если ты не идешь к политике, она сама идет к тебе.

Да и чекистская власть в России особенно злопамятна, плохого не забывает. А вот скажем 21 мая 2014 года, вскоре после ареста Олега Сенцова, Кирилл Серебренников вот что наговорил: «Первое. Огромной опасностью и настоящей угрозой всему существованию общества является ситуация, когда власть, и прежде всего власть над умами, оказывается в руках у силовиков. Когда постепенно победной оказывается логика войны, логика, по которой одни граждане для других оказываются врагами, предателями и «пятой колонной», когда любое несогласие с существующим положением дел риторически превращается в попытку захвата власти, угрозу терроризма и прочее. Эта ситуация ни к чему хорошему не приведет. Она приведет только к большой крови, к большой беде».

«ОПАСНЫЙ ГАЗ ВЫДЕЛЯЕТСЯ И СКОРО ПРОИЗОЙДЕТ ОБВАЛ»

За призывом Гоголь-Центра около 17:00 возле здания собралось множество людей. И Чулпан Хаматова в присутствии других деятелей культуры прочитала заявление в поддержку Кирилла Серебренникова и театра «Гоголь-центр». Под письмом поставили подписи артисты и режиссеры: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Олег Табаков, Марк Захаров, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Алексей Агранович, Виктория Толстоганова, Анатолий Белый, Ксения Раппопорт, Евгений Стычкин и другие.

Замечательный одесский художник, человек нашего любимого кинорежиссера Киры Муратовой Евгений Голубенко так отреагировал на происходящее: «В списке тех, кто протестует против репрессий в отношении театра К. Серебренникова через одно слышу фамилии деятелей культуры, которые поддержали ввод войск на территорию Украины. Ничего удивительного в этом нет. Не они первые хотели продемонстрировать лояльность к бешеной собаки — может, пронесет, может, не заметит. И при Сталине не работало и сейчас не сработает. Такова природа вещей: за подлость приходится платить». Лучше не скажешь.

Культурний погром у Москві
Фото: Петр Катин / timer-odessa.net

И снова вспоминается Олег Сенцов, сослан в Якутск, дело Украинской библиотеки, в которой вот-вот начнутся дебаты и еще неизвестно, чем все закончится…

Кирилл Серебренников, который оказался теперь под ударом, пусть аккуратно, пусть в рамках, но выражал свой протест. И никогда не становился на сторону тех, кто поддерживает войну. И его слова, сказанные три года назад, сегодня звучат пророчески. Ими и закончим. Вот окончание цитаты, начало которой мы уже приводили: «Второе. Даже в случае военных действий противоборствующие стороны в последнюю очередь брали в плен врачей, поэтов, артистов, художников. Потому что эти люди в силу одаренности, в силу их обостренного восприятия ситуации всегда были под негласным защитой общества, в какой бы острой фазе противоборства с внешним или внутренним врагом оно не находилось. Эти люди, и особенно художники, поэты, режиссеры, музыканты – как канарейки в шахте, первыми сообщают о приближении большой беды. Если кто-то решит передушить в шахте всех канареек, то он этим подписывает себе смертный приговор — никто не сможет сообщить, что опасный газ выделяется и скоро произойдет обвал».

Ой, чуть не забыли… Что это мы все от себя и от себя.

Господи! Ведь даже страшно представить, что скажет в своем новом монологе Ксюша Собчак. Как с хіпстерською безоглядностью она размажет российскую власть и лично Путина по стенке. Ждем!

Рита Болотська, Олег Кудрин, Москва-Рига.

Пеше фото: Агентство городских новостей «Москва»

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть