Киноман: Из джунглей в открытый космос и обратно
Фестивали месяца обещают вам встречу с братьями Люмьер и британским театром в кино
Майский кінорепертуар предлагает испытуемым любителям кино настоящий калейдоскоп пространств и эпох, от бразильской сельвы до населенных чудовищами экзопланет, от средневекового Лондона в оккупированный нацистами Крыму. Не менее головокружительной сменой образов предстают фестивале месяцы, которые позволят осуществить путешествия к сердцу тьмы Америки (которая, как мы помним по «Твин Пикс», «была злом еще до индейцев») и в чащу украинско-польской бойни, стать свидетелями интриг датского и венского королевских дворов и зарождение киноискусства на вокзале Ла-Сьота.
С 11 мая
Любовь и страсть. Далида / Dalida
Тем, для кого профессия является призванием и образом жизни, вряд ли приходится делать выбор между карьерными достижениями и личным счастьем. Однако картина Лизы Азуэлос, прежде всего известной как комедиографа (наиболее популярная из ее постановок — «ЛОЛ» 2008 года), свидетельствует, что и полная реализация таланта и его востребованность окружением не в состоянии в полной мере возместить отсутствие благополучия в любви.
Справедливость этого вывода подтверждает биография главной героини картины, французской певицы итальянского происхождения, которая в семидесятые-восьмидесятые была одной из главных звезд европейской поп-музыки. Рассказ, призвана отдать должное творческим достижением Далиды и передать драматизм ее отношений с любимыми мужчинами, пронизано сочувствием к людям искусства с их бурными душевными порывами и психологической неустойчивостью.
Затерянный город Z / The Lost City of Z
Известный американский «независимый» режиссер Джеймс Грей поставил картину, своим сюжетом и проблематикой весьма отличную от предыдущих его работ, посвященных любовным и уголовным неприятности выходцев из Восточной Европы, осевшие в Нью-Йорке. Впервые действие его фильма разворачивается далеко от Большого Яблока, а именно — в джунглях Бразилии, где в начале прошлого века британский исследователь Перси Фосетт пытался разыскать таинственные руины древней цивилизации.
Неутомимый искатель приключений, Фосетт сделал куда больший вклад в историю литературы, чем географических открытий. Друг Артура Конан Дойла и Генри Райдера Хаггарда, он стал одним из прототипов Аллана Квотермейна (а впоследствии и Индианы Джонса), а его экспедиции, высмеяны научным сообществом, стали отправной точкой для создания «Затерянного мира». Фосетт и сам был талантливым литератором, который сохранил для потомства захватывающие картины своих приключений (наши читатели могут познакомиться с его мемуарами, многократно выданным в русском переводе под названием «Неоконченное путешествие»). Взяв в качестве первоисточника документальный бестселлер о Фосетт, написанный Дэвидом Гранном (который в свою очередь воспользовался воспоминаниями путешественника), Грей поставил приключенческую драму о человеке, в которой такие британские добродетели, как несгибаемое мужество и увлечение древностью сочетались с чисто британской самоуверенностью.
Король Артур: Легенда меча / Legend of the Sword
Несколько десятков картин, посвященных приключениям рыцарей Круглого стола (последняя, «Король Артур» Антуана Фукуа, выходила на отечественные экраны в 2004-м году), пополнились версии Гая Ричи (недавно он модернизировал истории о Шерлоке Холмсе). Судя по всему, с Артуром и его закованными в латы соратниками режиссер обошелся с не меньшей бесцеремонностью, чем с большим викторианским сыщиком. Синопсис картины повествует о юноше, который промышлял грабительскими нападениями в мрачных кварталах Лондоніуму, пока в один прекрасный день не узнал о своем королевском происхождении. Прежде чем занять принадлежащий ему престол, Артуру необходимо немало потрудиться, чтобы превратить свою ватагу добрых молодцев в рыцарей без страха и упрека и с их помощью свергнуть узурпатора Вортігерна.
В отличие от версии Фукуа, картина Ричи не претендует на историчность. Ее действие разворачивается на руинах Римской империи, а в пространстве фэнтезийного средневековья, насыщенного магией. Сообщается, что фильм станет первым в серии из шести картин об Артуре.
С 18 мая
Чужой: Завет / Alien: Covenant
После «Прометея», который разочаровал поклонников вселенной «чужих» — ибо вместо фантастического триллера получили фантастическую тягомотину о происхождении видов — Ридли Скотт, похоже, взялся за ум. Действие «Завещания» — второй картины обещанной трилогии-приквела к «Чужому» 1979 года, -разгортається на той самой зловещей планете, где нашла свою смерть большая часть экипажа «Прометея». Их бесславная гибель не стала не препятствием легкомысленном исследовательскому рвению землян — вот уже новый звездолет опускается в это комическое ад, чтобы открыть и запротоколировать для научного сообщества его ужасы.
Отряд космических конкистадоров встречает участник миссии «Прометея», единственный уцелевший андроид Дэвид (Майкл Фассбиндер), который, по своей привычке не спешит делиться с людьми соображениями по поводу того, что происходит. Но столкновения с представителями местной фауны быстро вводит вновь прибывших в курс дела.
Чужая молитва
Ахтем Сейтаблаев снова обращается к наиболее драматического периода истории крымскотатарского народа, которому посвящена его известная картина 2013 года «Хайтарма». Главной героиней «Чужой молитвы» (ранее проект был известен под названием «Ее сердце») выступает молодая татарка Саїде Арифова, воспитательница детского дома в Бахчисарае, которая в годы нацистской оккупации приютила в нем 88 еврейских детей, выдав их за татар. При этом она сумела сохранить их настоящие документы, что помогло ей в 1944-м году спасти их второй раз, на этот раз от проведенной советской властью депортации крымских татар, которой подверглась она сама.
Картина про нашу соотечественницу призвана напомнить об условности разделения людей по национальным и культурным признакам, шаткость всех тех границ, которые стираются историческими катаклизмами, когда обнаруживается главное различие между нами — способность пожертвовать собой ради ближних или ее отсутствие.
Сафари / Safari
Фильмы австрийца Ульриха Зайдля, одного из наиболее значимых современных режиссеров Европы, нередко появлялись на отечественном большом экране, однако впервые в широкий прокат выходит его документальная картина. «Сафари», украинская премьера которого состоялась на прошлогоднем кинофестивале «Молодость», является одним из наиболее ярких в творчестве постановщика примеров радикального экскурса в сад радостей земных современной цивилизации, способной коммерциализировать даже жажду насилия, что таится в нашей душе.
Герои ленты — граждане Западной Европы , которые, в перерыве между сценами расправ над африканскими животными, обработками тушь жирафов и зебр описывают эмоции, которые они испытывают, спуская курок, рассуждают о том, как охота помогает спасти дикую природу.
Фестівалі месяца
Фестиваль «Британский театр в кино» в кинотеатре «Киев» продолжится 2 мая постановкой одной из поздних комедий Шекспира «Мера за меру», остроумие которой окрашена горечью и скепсисом соображений об особенностях человеческой природы и государственного устройства. Спектакль поставлен на сцене «Шекспировского театра Глобус» под руководством главного режиссера театра Доминика Дромгула.
9 мая будет представлен спектакль театральной группы Stuart Thompson and Playful Production «Ничья земля» по пьесе лауреата Нобелевской премии Гарольда Пинтера. Главных героев этого причудливого произведения о времени, творчестве и неосуществленные возможности сыграли Иэн Маккеллен и Патрик Стюарт.
16 мая состоится показ «Двенадцатой ночи» в постановке Королевского Национального театра. В этой версии главного в истории мирового театра произведения близнецов и связанной с ними неразберихи надменный и сентиментальный царедворец Мальволио перевоплощается в Мальволію, сыгранной звездой комедийных сериалов Темсин Грег.
23 мая снова будет показан один из лучших спектаклей фестиваля, представлена на сцене Королевского Национального театра. В «Амадее» на примере судьбы великого австрийского композитора и его взаимоотношений с менее одаренным коллегой Сальери раскрывается судьба великого художника в человеческом сообществе, жизнь же самого Сальери демонстрирует трагизм и бессмысленность попыток вступить в спор со Всевышним. Пьеса Питера Шеффера, по которой поставлен спектакль, широко известная по экранизации Милоша Формана.
30 мая театр «Олд Вик» представит постановку одной из главных пьес прошлого века, драмы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», в которой эпизодические герои «Гамлета »выходят на первый план, но так и остаются третьестепенными персонажами, покорными чужой воле. Роль Розенкранца исполнил Дэниел Рэдклифф.
Пресс-конференция Ивана Козленко, генерального директора Национального центра Довженко, которая состоялась в конце апреля,ознаменовалась заявлением, чрезвычайно радостной для киевских поклонников киноискусства и крайне печальной для одесских синефилов: фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи», который с 2010-го года проводился в Одессе, отныне будет проходить в столице, собственно, в самом центре Довженко, сотрудники которого и проводят этот крупнейший в Восточной Европе обзор архи вного кино.
Дедлайнером седьмых «немых ночей», которые пройдут 11-го и 12-го мая, выступает «Небывалый поход» Михаила Кауфмана — последний выдающийся образец украинского документального киноавангарда, повествующий о драматических изменениях, которые переживает украинское село. Также в программе: масштабная историческая драма Петра Чардынина «Тарас Трясило» (1926) с участием звезд отечественного кино и театра Амвросия Бучмы и Натальи Ужвий; одна из центральных лент раннего китайского кинематографа, «Богиня» (1934) в Юнгана, что с предельной и порой шокирующей социальной и психологической достоверностью рассказывает историю молодой матери-одиночки из Шанхая; драма «Черный ход» (1921) Леопольд Йеснер, основополагающая картина как для немецкого экспрессионизма, так и для каммершпіля; прославленная ??короткометражка Рене Клера «Антракт» (1924), интересный памятник послевоенного Парижа с его бурными художественными поисками.
Подробнее с программой можно ознакомиться на сайте фестиваля.
С 19 по 21 мая, помогая поклонникам творчества прославленного американского постановщика скрасить ожидание нового сезона «Твин Пикса», прокатная компания «Свое кино» выпускает на большой экран три картины Дэвида Линча. В ретроспективу вошли: «Голова-ластик», полнометражный дебют Линча, который продемонстрировал всю необычность таланта этого режиссера, его способность найскупішими средствами представить пугающий и очарован фантастический мир, наполненный при этом хорошо нам знакомыми жестокостью и болью; «Твин Пикс: Огонь, иди за мной», который позволил фанатам культового сериала еще больше углубиться в зловещие лабиринты его фантасмагорических кошмаров; «Шоссе в никуда», самобытная вариация на темы нуара, передает трагизм человеческого существования, которое в любой момент может быть разрушено вторжением непонятного и ужасного.
Программа будет представлена во многих городах, расписание вскоре появится на ФБ-странице компании.
Четвертый фестиваль искусства кино для детей и подростков «Чілдрен кинофест», организованный компанией «Артхаус трафик», пройдет с 26 мая по 4 июня. Крупнейший в Украине киномероприятие, ориентированный на детскую аудиторию, призван воспитать не просто новое поколение синефилов, но фестивальных завсегдатаев, привить им культуру просмотра фильмов на большом экране и вкус к атмосфере конкурсных обзоров с их обсуждениями и дебатами. Конкурсную программу фестиваля составили семь картин, победитель среди которых будет выбран зрительским голосованием.
Фильмом-открытием фестиваля станет «Жизнь Кабачка» Клода Барраса, обладатель приза зрительских симпатий кинофестиваля в Анси и двух «Сезарів», за лучший оригинальный сценарий и лучший анимационный фильм, а также номинации в соответствующей категории на «Оскар». Среди конкурсных картин также стоит отметить выдвинутую на соискание «Оскара» от Латвии и обладатель награды секции детского кино Берлинского МКФ трагикомедию «Люблю тебя, мама» Яниса Нордса и шведско-датскую сказку «Мальчик в золотых штанах» Эллы Лемхаген, что стала лауреатом престижного кинофестиваля Cinekid . Украина представит «Никита Кожемяка» Манука Депояна.
Жемчужиной фестиваля станет показ подборки фильмов братьев Люмьер, которая в сопровождении комментариев директора Каннского МКФ Тьерри Фремо является одним из самых захватывающих действ, которые можно увидеть на большом экране.
В Киеве «Чілдрен кинофест» пройдет в кинотеатрах «Киевская Русь», «Лейпциг» и «Флоренция». Полная информация о фильмах, кинотеатрах и расписаниях во всех 17 городах, где состоятся показы, будет доступна на сайте фестиваля.Особеливістю «Чілдрен кинофеста» является то, что вход на все показы — бесплатный , по предварительной регистрации, которая стартует на сайте с 15 мая.
Александр Гусев. Киев.