Культура

Капризный гений: почему звезда фильма «Гостья из будущего» умер в нищете

Актер Михаил Кононов мог сделать невероятную карьеру, но помешал ужасный характер

Далеко не все знают, что замечательный актер Михаил Кононов – звезда фильма «Большая перемена», — прожил очень непростую жизнь. Ему довелось пережить самоубийство матери и предательство любовницы, а умер он практически в нищете. Почему же артист, который в памяти публики всегда был звездой экрана, на закате дней оказался забытым и брошенным?

Изучая биографии советских актеров, понимаешь, что многих знаменитостей погубил алкоголь и невостребованность в искусстве. С Михаилом Кононовым было не так – его карьеру погубил дурной характер. Актером он был гениальным, а вот человеком был раздражительным, обидчивым и вечно чем-то недовольным. А ведь, глядя на его обаятельных персонажей, такого даже подумать нельзя. Вот что значит актерский талант. Его в нем и ценили, многое прощали, и десятками слали сценарии, а тот все капризничал, постоянно был недоволен уровнем. В результате актер так и не сыграл свою главную роль. 

По случаю дня рождения Михаила Кононова – родился он 25 апреля 1949 года – Vesti.ua решили вспомнить историю жизни звезды «Большой перемены» и «Гостьи из будущего». 

Кононов и Даль — два сапога – пара

Азы актерства Михаил Кононов постигал в знаменитом Щепкинском училище. Курс его был – сплошь самородки и будущие звезды советского кино: Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов. С Далем Кононов сошелся особо близко, их даже называли «два сапога – пара», потому что оба были правдолюбами и всегда говорили то, что думали. 

В 1963 году Даль и Кононов сыграли вместе в фильме Исидора Анненского «Первый троллейбус». Лирическая лента, снятая в Одессе, примечательна прежде всего своим составом – в фильме задействована целая плеяда молодых актеров, впоследствии ставших звездами: Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Нина Дорошина и Евгений Стеблов. 

Но все же началом кинокарьеры Кононова следует считать великолепную комедию «Начальник Чукотки», снятую замечательным режиссером Виталием Мельниковым. Актер сыграл в фильме главную роль комсомольца Алеши Бычкова, который волею случая стал единственным представителем советской власти на самой восточной окраине СССР и пережил удивительные приключения, умудрившись заработать миллион долларов, побывать в США и вернуться домой. Эта роль для самого актера так и осталась самой главной в его карьере. Хотя после нее были роли в не менее талантливых картинах. Например, в военной драме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967). 

А в фильме «На войне как на войне» Виктора Трегубовича (1968) Кононов сыграл главную роль младшего лейтенанта Малешкина, который практически мальчишкой попал на фронт и принял участие в освобождении Правобережной Украины. Роль Мелешкина принесла актеру настоящую популярность. Фильм «На войне как на войне» получился настолько правдивым, что его признавали даже фронтовики. 

Фильм Тарковского «Андрей Рублев» Михаил Кононов считал одним из главных в своей фильмографии

Ну, а потом случился «Андрей Рублев» Тарковского, где Кононову досталась роль юного монаха Фомы. Была она хоть и небольшая, но принесла актеру признание в профессиональных кругах. И именно опыт работы с Андреем Тарковским не давал актеру впоследствии размениваться на пустяки даже в те моменты, когда он сильно нуждался в средствах&

О непростой судьбе музы Тарковского и Кайдановского, закончившей карьеру Бутыркой и слепотой: читайте здесь.

«Большая перемена» – белиберда и несуразность

На счастье в романтической комедии «Большая перемена» Кононов играть главную роль согласился, хоть и утверждал, что это совсем не его уровень и что делал он это исключительно из-за денег. К слову, в безденежье он был виноват сам. В конце 60-х его уволили из Малого театра после скандала. Оказалось, что репетируя главную роль Хлестакова в «Ревизоре», Кононов поскандалил с театральным легендой кино и театра Борисом Бабочкиным, упрекнув того в непрофессионализме. Пришлось с театром расстаться, а значит и со стабильной актерской зарплатой. 

Как позже Кононов вспоминал в своей книге «Прости, жизнь, и прощай!», после ухода из театра он с молодой женой мыкался по съемным квартирам и жить им было не на что. При этом предложения сниматься в кино сыпались постоянно, но сценарии ему не нравились и он все никак не решался взяться за явно непрофессиональную работу. Но нужно было кормить семью, и актер сдался. 

«Я пришел на «Мосфильм» и сказал режиссеру, что сниматься буду, – вспоминал Кононов в мемуарах. – Думаю, уж если и вытащусь с честью из несуразного фильма «Иду к людям» (рабочее название «Большой перемены»), то, значит, я все могу играть, вплоть до «телефонной книги«. Учитель Нестор Петрович, который пытается привить любовь к истории великовозрастным ученикам вечерней школы, получился у Кононова очень милым. Понятно, что это был не Тарковский, но и не современные сериалы. 

Сериал «Большая перемена» собрал в свой кастинг лучших актеров советского

«Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст«, – жаловался Кононов. Мы же сейчас только можем улыбнуться – эх, Нестор Петрович, не играли вы в сериалах ХХI века, а то молчали бы про «несуразность» сценария и диалогов.

Говорят, Кононов много импровизировал на съемочной площадке, спасая сценарий – режиссер Алексей Коренев ему это не запрещал. Другие актеры, глядя на коллегу, тоже принялись импровизировать – в результате фильм из двух серий разросся до четырех. И, возможно, именно эта свобода на съемочной площадке сделала сериал привлекательным для зрителя. 

Но вот что интересно, фильм «Большая перемена» – это настоящий иконостас больших актеров советского кино. Евгений Леонов, Людмила Касаткина, Александр Збруев, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Ролан Быков… Даже роль школьной уборщицы играла народная артистка СССР Валентина Сперантова. И никто на сценарий и режиссера не жаловался, не рассказывал, что в лабуде не снимается. И только Кононов все ныл и ныл. 

Актеры из «Большой перемены» позже вспоминали, что работать с Михаилом Кононовым на площадке было очень тяжело, а после съемок он становился и вовсе невыносим. На все попытки общаться актер отвечал отказом. «Так будет лучше для всех, – пояснял он. – Я абсолютно закрытый – как шкаф, как чемодан. Я – одиночка«.

На женитьбу сына мать отреагировала самоубийством

Михаил Кононов и в молодости обладал тяжелым характером, но в 33 года, когда он снимался в «Большой перемене», его поведение стало больше походить на нездоровье. Но тогда далеко не все знали, что в день его 30-летия мать актера покончила жизнь самоубийством. 

О злом роке звезды «Тени исчезают в полдень» актрисы Александры Завьяловой: читайте здесь

Михаил был очень привязан к матери. Его отец, который после войны работал швейцаром в гостинице «Пекин», умер рано. После его смерти сын взял на себя ответственность за мать. Эта женщина, по утверждениям очевидцев, была скупа на ласку и болезненно ревнива ко всему, что могло бы отобрать у нее сына. По сути, она была домашним деспотом, привившим своему чаду массу комплексов. А когда ее сын появился на пороге дома с будущей женой, мать актера приняла его избранницу в штыки. Она была категорически против свадьбы, но сын проявил характер и женился. И тогда она отомстила ему самым страшным образом. Аккурат в день 30-летия Михаила 25 апреля 1970 года женщина совершила самоубийство – выпила целый пузырек отравы для тараканов. 

Юная москвичка Наталья считала большой удачей выйти замуж за известного актера Фото: starhit.ru

Сын нашел ее в комнате на ковре. Эта трагедия навсегда изменила его, но самое главное, чего мать, собственно, и добивалась, актер возненавидел свою жену, считая, что мать умерла из-за нее. Кононов превратился в домашнего деспота, запретив жене любые проявления себя как личности. Он запрещал ей встречаться с друзьями и заниматься спортом. Но самое обидное – наотрез отказывался заводить детей. И пояснял это супруге тем, что в неволе не размножается. 

Жена деспота сидела дома, а он пропадал на съемках, где, по слухам, имел адюльтер и не один. Интересно, что при всей своей вредности и специфической внешности, Кононов имел успех у женщин. Жена прощала ему измены и закрывала глаза на пьянство. Одни говорят, что Кононов в 70-х любил выпить, причем главным собутыльником был его друг – Олег Даль. Другие, да и он сам, утверждают, что Кононов никогда не пил – якобы у него к алкоголю было отвращение.

«Гостья из будущего» и опасная Малышка

В 80-е годы актер много снимался в фильмах для детей: «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Кольца Альманзора», «Андрей и злой чародей»… Но главной его удачей в этом сегменте стала роль космического пирата Крыса в 5-серийном научно-фантастическом фильме «Гостья из будущего». Режиссер Павел Арсенов, трагичную историю личной жизни которого недавно рассказывали Vesti.ua, уговорил Кононова сниматься в своей картине при помощи хитрости. 

Научно-фантастический сериал «Гостья из будущего» принес Михаилу Кононову вторую волну всенародной популярности

Михаил Иванович согласился на эту роль, когда узнал, что его напарником в кадре будет актер Вячеслав Невинный. В итоге у Невинного и Кононова получился, наверное, один из самых забавных злодейских дуэтов в истории советского кино. И снова Кононов был не рад свалившейся на него порции славы. Говорят, он страшно раздражался, когда слышал о роли Крыса: «Не понимаю, почему все так носятся с этой ролью, я просто сделал свою работу«, – бурчал он. 

В 90-х годах, когда с кино стало совсем туго, Михаил Кононов с женой переехал в деревню Бутырки. Там завели большое хозяйство, даже свиней выращивали.  

В это же время актер задумал сделать постановку спектакля по своему сценарию и устроил кастинг. Однажды на прослушивание пришла 18-летняя Маргарита, и Кононов решил продвигать ее в настоящие актрисы. Одним словом, взял над ней шефство. Непонятно, что это было. Возможно, нереализованный родительский инстинкт. В последние годы жизни актер очень жалел о том, что не имел детей.

Ролью опекуна юной девицы он увлекся настолько, что даже стал появляться с Малышкой, так Кононов назвал свою протеже, на светских мероприятиях. Вся Москва сплетничала, что у пожилого актера с Маргаритой роман. Малышка часто бывала в Бутырках, где жена актера угощала ее пирожками. Многострадальная женщина терпела новое увлечение супруга, понимая, что это со временем пройдет. Однако этот роман едва не закончился для Кононова смертью. 

После того как у Малышки не получилось женить его на себе, она решила отнять у него московскую квартиру. Актера избили в этой самой квартире и забрали документы на недвижимость. Врачи тогда сказали пострадавшему, что избивал его профессионал. Правда, зачем это было нужно, не понятно. Об этой истории Кононов откровенно написал в своих мемуарах. Книга, к слову, так и не была издана – у автора на это просто не было денег. 

Смерть от нищеты

Последние годы актер с женой жили практически в нищете. В кино его звать давно перестали, а в сериалах он играть отказывался. В 2006 году режиссер Глеб Панфилов по старой дружбе позвал актера в свой сериал «В круге первом» по роману Александра Солженицына. Это была роль старика-заключенного, который работал дворником и с трепетом ждал писем от дочери. Актер Евгений Миронов в одном интервью вспоминал о знакомстве с Михаилом Кононовым на тех съемках. 

Последнюю свою роль Михаил Кононов сыграл в сериале «В круге первом» у режиссера Глеба Панфилова

«Он очень дружественно ко мне отнесся. До этого, правда, поругал за что-то, за роль в каком-то фильме. Очень откровенный человек. Как наши персонажи – Глеб Нержин и Спиридон, так и мы во время съемок много времени вместе проводили. Я благодарен судьбе за эту встречу – как оказалось, единственную«, – говорил Евгений Миронов. 

В 2007 году Михаила Кононова не стало. Еще крепкий 67-летний мужчина умер от сердечной недостаточности, развившейся на фоне двусторонней пневмонии, которую не удалось вылечить, поскольку денег на нужные лекарства у актера не было. 

На похоронах актер Борис Галкин, который на тот момент был президентом Гильдии актеров кино и театра России, каялся в том, что не знал, что Миша находился в таком бедственном положении, и что ему за это очень стыдно.

Коллеги и друзья Михаила Ивановича обещали, что будут помогать его вдове. Однако, когда журналисты спустя годы решили отыскать Наталью Кононову, выяснилось, что никто знать не знает, что с ней. Оказалось, что женщина умерла спустя пять лет после мужа – это при том, что она была гораздо моложе супруга. Кто-то из соседей Кононовых сказал, что Наталья была очень привязана к мужу, он был для нее смыслом существования, вот и умерла от одиночества, тоски и алкоголя.

О семейная трагедии звезды «Кавказской пленницы» Фрунзика Мкртчана: читайте здесь. 

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть