Культура

История, которая не должна повториться

Історія, яка не повинна повторитися

Історія, яка не повинна повторитися
Михаил Коронкевич

Фильм Джорджа Менделюка «Горькие жатва» отсылает к одной из самых трагических страниц украинской истории.

Он поднимает тяжелые вопросы, на некоторые из которых до сих пор не дали ответа, и его сложно оценить вполне объективно, как кинопроизведение в чистом виде. Может, кому-то это удастся, тогда искренне за него порадуюсь, но я сам на такую объективность не претендую.

Історія, яка не повинна повторитися

Для меня является важным, что фильм Менделюка теперь существует как таковой. Он нужен главным образом как напоминание о трагедии, которая не должна была произойти в XX веке, а также как предостережение относительно того, что она отнюдь не должна повториться ни в XXI веке, ни в последующих. Цинизм, ненависть, жестокость и изящество, с которыми тогдашний режим уничтожал людей, целый народ, шокирует и ужасает. Чувство боли, невосполнимых потерь останется, наверное, еще в течение десятилетий, и именно она не в последнюю очередь должно стать гарантией того, что подобного больше не допустят нигде в мире, что претендует на гуманность и цивилизованность. «Горькие жатва» как напоминание и предостережение — это в некоторой степени извиняет картине недостатки, которых ей, чего греха таить, не хватает.

Історія, яка не повинна повторитися

Впрочем, их извиняет и еще одно важное обстоятельство: фильм Менделюка направлено прежде всего на западную аудиторию. Он призван доходчиво донести украинскую тему даже к людям, которые, кроме названия Украина, совсем ничего о ней не знают, а то и касательно названия не в курсе. Отсюда в сюжете, скажем, казацкие мотивы в 20 веке, которые для такого вот необразованного западного зрителя могут стать полезным откровением, украинском же покажутся несколько наивными, а в худшем случае там еще и шароварщину углядеть можно. Тем самым продиктовано повышенное внимание камеры к крестьянских домов, одежд, деталей быта, обрядов: например, вспомним, сколько экранного времени уделили сцене похорон именно в контексте украинской традиции. По той же причине в ленте доминирует фолк-музыка, народные песни, а решение привлечь великолепные композиции группы «ДахаБраха» — основная и самая удачная идея авторов. Да, нам все это может казаться наивным и смешным, однако если приходится рассказывать с «чистого листа», как на меня, эта форма является вполне приемлемой. Так как ликбез это кино можно считать успешным.

Історія, яка не повинна повторитися

Чего, увы, о нем нельзя сказать собственно о фильме. Главное, чего не хватает «Горьким жатве», — целостности. Такое впечатление, что смотришь не один фильм, а нарезку то клипов, то короткометражек, порой с большим трудом пригнанных в единое целое и снятых разными людьми в одних и тех же локациях.

Історія, яка не повинна повторитися

Немало вопросов есть к сюжету. Эпизоды со Сталиным выглядят искусственными и ненужными — информацию, которую они содержат, можно было спокойно пустить закадровым сопроводительным текстом, который для большей эмоциональности мог начитывать актер. Финал тоже вырисовывается несколько другой, более четкий, с каким-то выводом, а не такой размытый, где вообще ничего не понятно. В плане отражения реалий того времени тоже не все в порядке. Если верить создателям, в 30-е годы все в Украине происходило следующим образом: в деревню врывался кавалерийский отряд Красной Армии во главе с комиссаром, «наводил порядок» и исчезал. Жизнь же до следующего его набега продолжалось, будто ничего и не произошло — здесь и гулянки и беззаботное веселье, разве что небольшой напряг с продовольствием. Но даже мало знаком с украинской историей тех лет хорошо известно, что все было совсем иначе.

Історія, яка не повинна повторитися

Бросилось в глаза и то, что если в обрядах, песнях, быту, одежде мы действительно видим Украину, то в постановке боев — Голливуд. Сцены боев сняты почти с полным набором голливудских приемов и «фишек», но далеко не все они удачны как таковые, не говоря уже о применении их к украинским реалиям.

Історія, яка не повинна повторитися

Не может, за одним очень приятным исключением, похвастаться картина Менделюк и актерскими работами. Ошиблись тут, наверное, все. К актерам у меня меньше претензий, по крайней мере в основной их массы. У них плотные графики, один фильм вслед за другим, а то и параллельно, поэтому погрузиться и проникнуться материалом не всегда есть время, но в случае с «Горькими жатвой» это было жизненно необходимым. В результате якобы и не скажешь, что актеры отнеслись к проекту небрежно, но как к проходному, лишь «одного из» — наверное. Зато эта лента требовала большой душевной отдачи, значительно больших эмоций, чем мы наблюдаем в ней. И это тем более обидно, что актеров набрали совсем не бесталанных. Саманту Баркс, например, я считаю лучшей Епоніною за всю историю экранизаций «Отверженных»: у Хупера она переиграла некоторых, куда более раскрученных, своих коллег в главных ролях. Эмилия Фокс сыграла замечательные роли в «Піаністі», «Молчи в тряпочку», «Елене Троянской», а Барри Пеппер — в «Железной хватке» и «Спасение рядового Райана». Однако в «Горьких жатве» они малоубедительны, как и остальные. Банально, но режиссеру здесь надо было быть ініціативнішим, настойчивее, заразить, увлечь, донести до актеров важность и значение своего замысла. Тем более, что данный проект для Менделюк был делом очень личным, данью уважения к Украине, откуда родом его предки. Но что-то не пошло, не срослось, и в результате мы моментами видим любительский театр не в лучшем варианте, а моментами — вообще историческую реконструкцию, где актерство сведено к нулю.

Історія, яка не повинна повторитися

Ну и наконец, поверить, что кто-то из героев голодает … Очень трудно, скажем так. В фильме никакой опустошенного человека. И это в картине о Голодоморе, уважаемые! Есть несколько тел на улицах Киева, но общим планом, камера на них не задерживается. И это опять же к вопросу о том, как надо было актерам проникаться материалом во время съемок «Горьких жатвы».

Історія, яка не повинна повторитися

А уже упомянутым приятным исключением стал в картине Тамер Хассан, который отлично сыграл того самого красного комиссара и убедил каждой сценой со своим участием, что выбор в его пользу был попаданием в десятку. Но, к сожалению, он такой единственный среди посредственных актерских работ.

Історія, яка не повинна повторитися

Таким образом, как кинопроизведение фильм Менделюка стал весьма посредственным зрелищем, которое слабо отработаны в ряде моментов. И тем не менее, очень хорошо, что «Горькие жатва» сняли.

Михаил Коронкевич
 

* Точка зрения автора может не совпадать с позицией агентства

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть