Голливуд роздупляється. Когда Анджелина и Брэд уже не гарантируют
Классическая модель логистики в Голливуде больше не доминирует
В эти дни, когда до награждения избранных кинодеятелей золотыми статуэтками Оскара остался месяц, чуть ли не все вокруг твердят: «Не тот сегодня Оскар!» Да и Голливуд уже не тот. Тем временем, инсайдеры рассказывают об огромных изменениях на Голливудщине уже в ближайшие времена.
То, что сейчас вытворяют стриминг-сервисы с ентертейментом, сравнивается разве что с беспорядком, который творили большевики в 1917-у. Зрители больше не хотят смотреть то, что для них приготовят. Они все чаще сами влияют на репертуар. Не за горами проекты, в которых можно будет выбрать счастливый или печальный конец, героев, места, где события будут происходить. Но пока-что идет война за зрителя, и каждый участник налегает на своих средствах воздействия. Стриминг-сервисы пытаются взять новыми возможностями, не отказываясь и от старых, а классический Голливуд нажимает на ностальгию и любимых звезд.
В этой ситуации любят зубоскалить, что первой приметой успеха фильма является негативная критика. Первый пример: «Безумный Макс: Дорога ярости» ожидаемых сумм не собрал, зато после его презентации в Каннах критики аж захлебывались от восхвалений. Джордж Миллер доказал, что в 70 жизнь только начинается, и пошел в атаку. Правда, получил лишь звание культового режиссера.
Безумный Макс: Дорога ярости
А КУДА ЖЕ ПИШЛИ СРЕДСТВА?
Ибо денежки собрал четвертый проект Стивена Спилберга «Мир Юрского периода» — 1,7 млрд с титулом «самый кассовый фильм 2015 года». «Форсаж 7», который называют памятником покойному Полу Уокеру, собрал 1,5 млрд (надеюсь, господа в курсе, что это не о гривне?) Все, затаив дыхание, ждали, что скажут «Звездные войны: Пробуждение силы». Абрамс снял ремейк Лукаса и не прогадал. Еще никому не везло так дорого продать ностальгию — 1000000000 течение первых 12 дней. («Мир Юрского периода» собрал свой миллиард за 13 дней.) Если присмотреться внимательнее, то на Голливудщине ностальгия — чуть не найтрендовіша фишка. Ничего особенного — только бизнес.
Мир Юрского периода
«Наконец-то американцы роздуплилися, — пишут местные издания, причастные к кино, — и больше не ведутся на кинокомедии». По давней формуле «когда где-то смеются, где-то должны плакать», ковры должны набухнуть от слез в Warner, которая косила зелень на прокате серии «Мальчишник в Вегасе». В похожих проектах активно эксплуатировали фол, даже предупреждали, что детям до 17 эти проекты желательно просматривать с родителями; и вложенные денежки давали хороший урожай. И вот наступил черный 2015-й. Прекрасные (по моему скромному мнению) комедии «Третий лишний-2», «Каникулы», «Рождество» заработали 81, 58, 42 млн долларов соответственно. Не окупился в Америке комедийный боевик «Шпион». Правда, последний проект мировой прокат спас — при бюджете 65 млн дал 235 млн. А «Девушка без комплексов» собрала 110 млн на родине, но провалилась в мировом прокате. Есть еще парочка успешных примеров, но инсайдеры говорят, что смешной жанр в Голливуде иссяк. Точнее, топовые сценаристы и криэйторы на большее не способны, а новые только прокладывают себе дорогу. И она в них не выстлана лепестками роз, потому что с голливудского олимпа никто добровольно спускаться не хочет, а количество мест там ограничено.
«Мальчишник в Вегасе»
ЖЕИНКИ – КАК ДВИЖИТЕЛИ КИНОПРОЦЕССА
«Если публика не ведется на смешное, то мы подбросим им женщин, — сказали на Голливудщине, — много и разных». В «Безумном Максе» на первом плане появилась воинственная Фуріосу в исполнении сексапильной Шарлиз Терон. В «Звездных войнах» не просто проблиснула, а буквально взорвалась до сих пор не известная актриса. Дженнифер Лоуренс предстала в образе Эвердин в «Голодных играх». «Миссия невыполнима: Племя изгоев» и «Kingsman: Тайная служба» подбросили зрителям прекрасные образы от Ребекки Фергюсон и Софии Бутелли. Шейлин Вудли добавила жира франшизе «Дивергент». Даже самый популярный в этом году мультик «Ломать» рассказал о девочке. Женщины в современных фильмах не только украшают своими телами сюжеты, не плачут и не стонут за любимыми. Они — герои на уровне мужчин, и часто дают в последнее серьезного тянула. Правда, американская пресса с отчаянием спрашивает, где в том патриархальном Голливуде женщины-режиссера? И тут на спасение энтертеймента приходят разрушители традиционных отношений Netflix и Amazon. Правда, эти зародыши новых форм в ентертейменті пока сданы выдать только хорошие сериалы. Но не все сразу, когда они предложат и прекрасные фильмы с очаровательными женщинами.
Дженнифер Лоуренс
НЕТРАДИЦІЙНИЙ ГОЛЛИВУД
Сейчас — о нетрадиційщину в Голливудщине. (Кстати, а вы о чем подумали?) Лично я — о стрімінгові платформы, которые, поняв, что зритель за экраном телевизора и в зале мультиплекса — то совсем другие люди, активно запускают собственное производство. Понятно, что этот сегмент больше сладострастный на хороший сериал. Они даже могут простить незначительные технические проезды в создании, но сюжет должен быть безупречным. «Карточный домик», «Человек в высоком замке», «Очевидное», «Моцарт в джунглях» — об этих проектах говорили даже те, кто их ненавидел. И с Marvel Netflix обнялись, сказал бы классик. «Джессика Джонс» оказалась значительно интереснее «Агентов Щ.Ы.Т.» из обычного телевидения. И то только начало. Потому что сериалы шагают планетой гордо и уверенно. Даже переманивают кинематографические сливки, как «Больница Никербокер» Содерберга.
Карточный домик
Пока-что стрімінгові сервисы лишь топчутся возле порогов до кинопроизводства. Больших успехов в этой области еще не наблюдалось, но потуг тоже. Стрімсервіси только присматриваются. Первые шаги удачными не назовешь. Netflix присоединился к финансированию драмы «Безродные звери». Пока что этот проект только подтвердил поговорку про успех и критиков: после премьеры в Венеции и нахвалянь критиков, проект остается фестивальным и спасается на Netflix. Онлайн лента выглядит суперово, но вложенных 6000000 не окупила. Netflix ищет свежую кровь. Или хотя бы людей с нестандартным видением. Поэтому их соглашение с Сэндлером на несколько фильмов не мог отменить даже провал «Пикселей». Netflix не скрывает, что их интересует не только американская аудитория. Мир значительно больше, а интернет дает возможность коммуницировать моментально. Поэтому судьба иностранной аудитории резко возрастает, и им не всегда нравится то же, что американцам. Первый их фильм, пародийный вестерн «Нелепая шестерка», получил тучу визга от критиков. Но Netflix имел критиков и их критику в носу — 66000000 подписчиков, 24000000 за рубежом. Актером восхищаются в Латинской Америке, где только узнали о комедии с его участием. Amazon подкинул деньжат на фильм Спайка Ли, даже вывел ленту в кинопрокат, и они уже собрали более 2,5 млн. Мало. Но ничего удивительного. Новичков не любят и стараются при случае с них беспощадно пошутить. Netflix и Amazon заявят о себе в кинобизнесе. В этом уже никто не сомневается. Поскольку взять новую аудиторию они могут только чем-то новым, то у зрителей впереди много интересного — от боев между старым и новым Голливудом до интересных и захватывающих проектов с новыми лицами и новыми решениями и поворотами в сюжетах.
Пиксели
КИНО В ОЖИДАНИИ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН
В первую очередь, этого следует ожидать уже через то, что современные коммуникации резко меняют понятие звезды. Они не только могут внезапно поднять или опустить, но и запросто влиять на длительность «свечения». Периодически в американской прессе появляются публикации о кризисе института звезд. Это не 50-е, не 70-е, даже не 80-е, когда на проект с любимым актером могли ждать годами, а, дождавшись, аудитория буквально светилась всей гаммой положительных эмоций.
В наше время не просто не любят ждать. У нас не принято ждать. Динамика в коммуникации, ее формы меняют мировоззрения поколений. Аудитория периодически подает сигналы, что, например, они не пойдут на «Землю будущего» только потому, что там снимался Клуни, не пойдут в «Пиксели» на Сэндлера. И это еще не все. Бренд Анджелины Джоли, как режиссера фильма «Лазурный берег», а также ее мужа Брэда Питта больше не является гарантией кассовых сборов. Крис Хемсворт полюбился аудитории, как Тор, но это не означает, что в роли китобоя в проекте Ховарда «В сердце моря» он станет таким же любимым. И не потому, что его успели разлюбить. Просто у зрителя появился выбор. Сегодня нужно гораздо больше аргументов, чтобы заставить его пойти в кинотеатр. Ведь, изображение в телевизорах все качественнее, а выбор в нем все шире, благодаря стрімсервісам. И эта тенденция только углубляется. Хотя прошу не считать последнее предложение намеком, что стрімсервіси съедят малтиплекси. Этого не случится. Так же, как кино не съело театр, а телевидение не съело кино.
Лазурный берег
Серия провалов на Голливудщине имеет более серьезные и глубокие причины. Прежде всего, следует отметить, что зрителя дальше тянет до кинотеатров. Как доказательство этому — тот факт, что в 2015-5 фильмов собрали больше миллиарда. Хотя от этого не слаще-за неудачи. «Пэн: Путешествие в Нетландию»: смета — 150 млн (только производство), сборы — 35 млн. Провалились проекты «Прогулка», «Стив Джобс», «Рок на Востоке», «Джем и голограммы», «Виктор Франкенштейн». «Терминатор: Генезис», несмотря на потуги Кэмерона, отрицал всю логистику нынешнего Голливуда, потому что на фоне безумно негативной критики даже не собрал миллиарда. Поговаривают, что это возможно последний фильм из этой франшизы. Здесь же конкуренты Кэмерона решили отыграться по-максимуму. В прессу начали запускать размышления, есть ли смысл допускать к продюсирование продюсеров-фанатов, намекая на печальную судьбу следующих «Аватаров»? Ведь, понятно, что это будут мега-премьеры, которые оттянут хороший кусок аудитории.
Терминатор: Генезис
Уже сейчас можно предположить, что предсказания Спилберга и Лукаса скорее всего не сбудутся. (Один сетовал, что малобюджетные и среднебюджетные проекты вскоре исчезнут из-за невыгодности, другой предполагал, что вскоре кинотеатры будут крутить по полгода один дорогущий фильм). Классическая модель логистики в Голливуде больше не доминирует. Скорее всего, из-за того, что стрімсервіси и кинотеатры станут разными направлениями энтертеймента. Они уже различаются, но еще не висегментувалася аудитория. Вот война за последнюю будет очень интересной, может даже беспощадным. Не исключено, что канут в безвестность некоторые из сегодняшних монстров и появятся новые. Но зрителю от этого станет только лучше, потому что появятся новые проекты. Они будут интереснее и доступнее.
Олег Ущенко, режиссер, писатель. Ивано-Франковск.