«Дорогой» поляк Балчун без коррупции купил солярку для УЗ
Рассказ о том, какие уловки применяет Войцех Балчун, управляя Укрзализныцей. Топ-менеджерам государственных предприятий – на заметку
На примере закупки дизельного топлива для » Укрзалізниці «дорогой» польский менеджер Войцех Балчун показал мастер-класс по очистке тендерных процедур от возможных манипуляций. Чем подтвердил свои намерения выполнить обещания, данные украинскому народу в качестве топ-менеджера Укрзализныци несколько месяцев назад.
Подчиненные Балчуна с так называемой Мониторинговой группы организовали маленькую победу в закупках, которая несомненно подкосит ряды тендерных махинаторов, которых вокруг Укрзализныци всегда было — пруд пруди.
В частности, УЗ ежегодно закупает топлива на миллиарды гривен. В 2016-м — более 5 млрд. грн. И каждый раз недобросовестные конкуренты пытаются блокировать тендеры в АМКУ или судах, ссылаясь на несоответствие той или иной справки, печати, подписи и все такое. Как это было, например, осенью, когда компания “ОККО Бизнес Контракт” боролась с “Вог Аэро Джет”, остановив таким образом процесс поставки УЗ необходимыми материальными ресурсами.
Фото: energolife.info
Нет бумажки – нет проблемы
Мониторинговая группа по закупкам Укрзализныци отобрала у конкурентов такую возможность. Вместо того, чтобы требовать от поставщика вместе с ценовым предложением подавать целую кучу оригиналов и копий справок, сертификатов, деклараций, договоров и других документов, которые якобы должны доказать, что дизель годится для поездов Укрзализныци, теперь просят только заявить, что поставщик готов поставлять дизель, который соответствует техническому регламенту. Остальные документы на товар уже потребуют при поставке товара. Далее — соревнования с конкурентами на аукционе в системе ProZorro.
В целом тендерная документация стала более простой и удобной и в УЗ надеются, что это уменьшит число ошибок в тендерных предложениях и взаимных жалоб участников в АМКУ.«Отныне будет невозможно цепляться к формальностям (справка просрочена или старого образца, печать «не там») и протягивать «своего» поставщика», – радостно прокомментировал успехи команды Балчуна его непосредственный шеф Владимир Емельян.
На резонный вопрос о том, что подобное упрощение процедуры может открыть дорогу к тендерам недобросовестным участникам торгов, железнодорожники уверяют, что имеют элементы защиты на этот случай. Сохраняется требование к участникам подтверждать квалификацию, предоставив информацию о предыдущий успешный опыт поставки такого же объема товаров или услуг. Кроме того, победитель тендера будет предоставлять гарантии выполнения и виде денежного задатка.
По состоянию на 20 октября в ProZorro объявлено четыре процедуры закупки дизтоплива по новой тендерной документацией. Общий объем закупки составляет 60 тысяч тонн.
Коли хочуть, то умеют и могут
Со слов заместителя министра экономического развития и торговли Максима Нефедова, имеем яркое подтверждение отсутствия каких-либо законодательных ограничений для подобных решительных шагов в управлении государственными предприятиями-монополистами. «Мешает исключительно желание все «рєшать», или просто бюрократический страх. Радует то, что Укрзализныця здесь прокладывает путь другим государственным предприятиям», — поддержал коллег из министерства инфраструктуры Нефедов.
Не исключено, что министерство инфраструктуры инициирует внесение соответствующих изменений в законодательство, чтобы закрепить тендерный антибюрократичний механизм, придуманный командой Балчуна в государственных закупках в целом, а не только в случае закупки топлива для УЗ.
Сейчас Укрзализныця ожидает оценки новых правил со стороны участников рынка. Комментарии на странице Владимира Омеляна в Facebook свидетельствуют, что впечатление пока удовлетворительные. «Как си хочет пса ударить, то патык си найдет», — так меткого передал настроения конструктивной бизнес-сообщества один из друзей министра.
Амбициозность – не порок, а производственная необходимость
Руководителю Укрзализныци Балчуну, хоть и пеняют на высокую зарплату (около $1 млн в год) и медлительность управленческих решений, но признают их нетривиальность. Он уже успел повысить зарплату железнодорожникам на 20-25%, и договориться с канадской машиностроительной компанией Bombardier и Крюковским вагоностроительным заводом о производстве локомотивов, а еще о сотрудничестве со знаменитой американской корпорацией General Electric.
Обещания Войцеха Балчуна на должности руководителя Укрзализныци
У себя на родине Войцех Балчун отличился на посту гендиректора PKP Cargo S. A. (подразделение польской государственной железной дороги) тем, что провел трансформацию компании, ее системы управления и численности персонала, вывел РКР Cargo из убытков и подготовил ее к выходу на биржу. Он вошел в список ТОП-20 антикризисных менеджеров Польши-2012 по версии Bloomberg Businessweek Poland. Также он известен в Польше как лидер и гитарист рок группы Chemia.время.
Оксана Полищук. Киев.
Достижения Войцеха Балчуна на должности руководителя «Укрзализныци» (по информации официальной страницы в Facebook)