Культура

Блеск и нищета американской мечты

Блиск і злидні американської мрії

Блиск і злидні американської мрії
Михаил Коронкевич

Фильм Дэмьена Шазелла «Ла Ла Лэнд» эффектно подтвердил жизнеспособность и перспективы киномюзикла как жанра, одновременно став квинтэссенцией всего лучшего, что он (жанр) накопил за свою историю.

Так, в ходе фильма вспомнил «Американца в Париже», «Время свинга» и другие мюзиклы 30-х, а также «Веселое лицо» с великолепной, как всегда, Одри Хепберн (к слову, то, что ей практически не дали спеть в «Моей волшебной леди», кажется мне все більшоюнесправедливістю), «Вестсайдская история», «Мэри Поппинс». Из более свежего вспомнил неприхотливое, но очень светлая «Прогулка солнечным светом», а также «В темном-темном лесу», где как одна из солисток прекрасно, на мой взгляд любителя, выступила Мерил Стрип.Ну и конечно, как не вспомнить добрым словом самых мощных во всех смыслах «Отверженных» Тома Хупера с блестящей партией Энн Хэтэуэй, работа которой была отмечена «Оскаром». Впрочем, картина Хупера, опираясь на литературный первоисточник, стала, прежде всего, драматической историей, которая в силу объективных причин преобладает оптимизм.

Блиск і злидні американської мрії
Дэмьен Шазелл

Шазелл, который выступил в своей картине и как сценарист, тоже ловко ввел в сюжет драматические элементы, что позволило «Ла Ла Ленд» избежать чрезмерных сладостей и занесения в облака тотального увлечения и наслаждения жизнью. Героям Райана Гослинга и Эммы Стоун приходится преодолевать серьезные препятствия на пути к своей вожделенной мечты, а сказочный и волшебный, на первый взгляд, Голливуд, на самом деле оказывается суровым и жестоким тестом на прочность, что ломает тех, кто не умеет держать удар. Естественно, на помочь Мии и Себастьяну может любовь, способно преодолевать и не такие препятствия, но выдержит ли оно испытание славой, как выдержало испытания «раем в шалаше», если так можно назвать отнюдь не спартанские жилищные условия в Лос-Анджелесе, хотя и слишком шикарными их тоже не назовешь? Что вычеркнут для себя из жизни персонажи — любовь или мечту, которые то и дело противоречат друг другу?

Картина не старается обходить острые углы в отношениях персонажей, а наоборот, еще сильнее обостряет их выверенными до мелочей сценами, где столь же тщательно продуманы вплоть до слова и диалоги (опять аплодисменты Шазеллу-сценаристу!).Подпитанные убедительной игрой Гослинга и Стоун, они превращают «Ла-Ла Лэнд» на не совсем типичный по сравнению с рядом других мюзикл, где острые грани сглажены.

Блиск і злидні американської мрії

Что же до дилеммы «Любовь или мечта?», то режиссер, конечно, оставляет вопрос почти полностью открытым, изящно подчеркивая его финалом, который дает свободу практически для любой версии дальнейшего развития событий. А идея с флэшбеком в конце, что совершенно сбивает зрителя с толку, — наверное, один из лучших сценарных замыслов, реализованных Шазеллом в ленте. Картина в одно мгновение превращается чуть ли не в детектив и в течение нескольких минут умело держит крепкую интригу, заставляя зрителя буквально разрываться между самыми невероятными предположениями. Поэтому свою сценарную номинацию на «Оскар» «Ла-Ла Лэнд» заслужил в полной мере, не считая двух музыкальных.

Песни и танцы Гослинг и Стоун отработали так же профессионально, как и диалоги. Может, степь и партии на фортепиано в их исполнении и не предел сноровки, но выполнены на достаточно высоком уровне и лично у меня нареканий на них не было. Сюжет наполнен ими в количестве вполне взвешенной (еще один комплимент Шазеллу-сценаристу), случаются они всегда вовремя, настроение и эмоции героев неизменно передают удачно. Хотя честно сказать, лично на меня сильное впечатление произвели коллективные музыкально-танцевальные номера. Их в фильме не так много, но поставлены они, как и практически все в Шазелла, стильно и мастерски. В этом контексте меня прежде всего порадовала сцена в начале фильма — просто потрясающая!В очередной раз блестяще реализованная задумка, которая стала очередной золотой монеткой в копилку Шазелла-сценариста.

Блиск і злидні американської мрії

Хорошо сработали также оператор Линус Сандгрен и художники по костюмам. Первый буквально завораживает зрителя магией песни и танца, ни разу не ошибившись в выборе планов и ракурсов, а вторые ни разу не промахнулись с нарядами, что удачно отражают как эмоциональное состояние героев, так и настроение эпизода в целом. В принципе, их номинации на «Оскар» в соответствующих категориях вопросов не вызывают, а вот не вызовет их возможная победа — лично для меня вопрос, поскольку сейчас увидел на экране далеко не всех их конкурентов.

Итог? Он будет немного неожиданным: при всех несомненных преимуществ «Ла Ла Ленд», мне кажется, кино все же несколько переоценили. 14 оскаровских номинаций выглядят для него скорее авансом, и в нескольких номинациях присутствие «Ла Ла Ленд» вызывает вопросы. Главным образом, это актерские номинации. Так, Гослинг и Стоун отработали в фильме профессионально и добросовестно, но ничего «сверх», считаю, не продемонстрировали. Мгновением название актрису и актера, которые выложились не меньше, но в заветный список не попали: Эми Адамс («Прибытие») и Эндрю Гарфилд (имеется в виду его роль в фильме «Молчание»). Конечно, это дело личных предпочтений, но мое мнение здесь именно такая. К слову и в общем «Ла-Ла Лэнд» не выглядит на голову выше, как минимум за две картины-номинанты в главной категории, которые пришлось на сегодня уже пересмотреть: «За любую цену» и уже упомянутое «Прибытие». Учитывая жанр каждой из них, конечно. Не исключено, что после знакомства с другими лентами-претендентами в номинации «Лучший фильм» список может расшириться, предпосылки к этому у меня есть.

Блиск і злидні американської мрії

Соответственно, возможная победа картины Шазелла протестов у меня не вызовет, но и актом высшей справедливости в моих глазах тоже не станет. Пожалуй, наиболее точно охарактеризует мое отношение к этой победе нейтрально-риторический: «Почему бы и нет?».

* Точка зрения автора может не совпадать с позицией агентства

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть