Культура

Автокатастрофа забрала все: какую цену заплатила Барбара Брыльска за успех

После трагедии актриса практически перестала сниматься в кино

5 июня отмечает 80-летие польская актриса Барбара Брыльска, которая для всех зрителей на постсоветском пространстве навсегда останется Наденькой Шевелевой из культовой рязановской комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». 

По случаю юбилея, Vesti.ua вспоминают жизнь актрисы, в которой было много успеха, но и трагедий хватало.

Из домохозяйки в секс-символы

Родилась одна из самых красивых актрис Польши в не самый подходящий момент – ее родная страна на тот момент была уже почти два года как оккупирована нацистами. «На самом деле я появилась на свет 29 мая, но мама записала меня на неделю позже, – вспоминала актриса в одном из интервью. – Просто шла Вторая мировая война, фашисты уже заняли наш городок Скотники, и всех новорожденных регистрировали с задержкой«.

Судьба Барбары Брыльской – яркий пример того, как, имея минимум на личном старте, можно стать настоящей звездой. Ее отец был простым слесарем, мать – швеей. Однако родители все сделали, для того, чтобы дочь-красавица сделала актерскую карьеру. Правда, в юности Барбара, во-первых, не считала себя красавицей, а, во-вторых, мечтала об арене цирка. Девочка была стройной и гибкой и идеально подходила на роль цирковой гимнастки. О кино она не думала, но оно само ее нашло: студентку художественно-технического лицея в Лодзи заметили ассистенты фантастического фильма «Галоши счастья», и она без всякой подготовки стала перед камерами, после чего отправилась оттачивать мастерство в местную киношколу. 

Брыльска в итоге согласилась со своей красотой, но не раз говорила, что ее карьере помогла не внешность и обаяние, а любовь к порядку, пунктуальность и умение жестко принимать решения. И в этом, похоже, секрет всех успешных актрис.  

От математика – к фараону, а от фараона – к гинекологу

Она выскочила замуж в 17 лет. С мужем – математиком Яном Боровицем – познакомилась в поезде и сбежала, не оставив контактов, но он отыскал ее в лицее и сделал предложение. Первое замужество актрисы едва не стоило ей карьеры. Родня мужа тыкала в девушку пальцем, мол, какая из актрисы может получиться жена. И та пошла на поводу у мужниной родни, бросила лицей и стала идеальной домохозяйкой. 

В фильме «Фараон» молодая Барбара Брыльска продемонстрировала всю свою красоту

К счастью, супруг оказался нормальным человеком и сам уговорил жену вернуться в кино. Он даже стерпел ее появление практически обнаженной в исторической драме «Фараон». Модный на то время режиссер Ежи Кавалерович снял фильм по одноименному роману польского классика Болеслава Пруса. Брыльска играла в фильме жрицу Каму, в которую был влюблен фараон Рамзес ХIII. Большую часть ленты актриса разгуливает в кадре в прозрачном хитоне, который ничего не скрывает. 

Фильм «Фараон» оказался в 1966 году в конкурсе в Каннах и был номинирован на «Оскар». Перед молодой актрисой он открыл двери в большое кино и закрепил за ней статус секс-символа, ее начали величать «польской Бриджит Бардо». 

Кино в результате все же разрушило брак Брыльской с математиком. На съемках «Фараона» она закрутила роман с тем самым фараоном, которого играл красавец Ежи Зельник. Роман был бурным, последовал развод и свадьба. Правда, долго эта семья не протянула. На съемках вестерна «Белый волк» Барбара влюбилась в югославского актера Слободана Дмитриевича – его она впоследствии называла единственной любовью всей своей жизни. Но с любимым создать семью не получилось – красавицу-польку балканская семья ее избранника приняла в штыки. И тогда актриса поклялась, что с актерами целоваться больше – ни-ни. 

Барбара и ее третий муж Людвиг Космаль были очень красивой парой

Во второй раз замуж она вышла за гинеколога Людвига Космаля, родила ему двоих детей и прожила с ним 18 лет. Сама актриса рассказывала, что муженек со временем начал завидовать ее славе, а потому, как умел, «уничтожал психологически», много пил и изменял напропалую. Устав от такого брака, Брыльска развелась с ним, пообещав себе больше никогда не выходить замуж.

Эксперимент с обнаженкой привел к «Иронии судьбы»

На еще один смелый эксперимент с обнаженкой Барбара Брыльска пошла в фильме «Анатомия любви» (1972). Из-за откровенных постельных сцен эту совсем непуританскую мелодраму в советском прокате основательно покромсала цензура. Но советским зрителям хватило материала, чтобы оценить все достоинства польской актрисы. Именно в «Анатомии любви», по одной из версий, ее и заметил режиссер Эльдар Рязанов, который как раз искал актрису на главную роль в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». По другой версии Рязанову принесли плакат с изображением актрисы, он заинтересовался и уже потом посмотрел «Анатомию любви». 

Ради Брыльской в кадре Рязанов отказал многим известным советским актрисам

Режиссеру не пришлось долго уговаривать польскую звезду прилететь в Москву. Правда, когда она приехала, участие в пробах ее удивило. Брыльска была стопроцентно уверена, что едет не пробоваться, а играть. К счастью, Рязанову удалось убедить руководство Госкино и найти деньги ей на гонорар, потому что изначально бюджет комедии был небольшим. 

Не все поняли этот рязановский финт с иностранной актрисой. Он же настаивал на том, что ему нужна главная героиня с европейской внешностью, чтобы создать контраст с более приземленной невестой Жени Лукашина. Настаивая на кандидатуре Брыльской, Рязанов отказал в роли Алисе Фрейндлих, Людмиле Гурченко и Светлане Немоляевой. Каждая из этих актрис сделала бы этот фильм абсолютно иным. Но всех нас именно этот выбор режиссера устраивает абсолютно. 

Барбара Брыльска весьма сносно говорила по-русски с милым акцентом, но в фильме ее все равно переозвучила Валентина Талызина. Песни же в кадре актриса распевает голосом Аллы Пугачевой, которая тогда только начинала свою карьеру. 

Образ школьной учительницы Нади Шевелевой заставил подражать этой героине всех женщин СССР. Они копировали ее платье, перебили в стране всех лисиц, чтобы сшить меховую шапку, как у Наденьки. Даже богатые французские духи Climat, которые по сюжету ей подарил герой Юрия Яковлева, стали предметом особого вожделения. Так польская актриса и превратилась в легенду советского кино, которая напоминает о себе миллионам жителей постсовка каждый божий Новый год.  

К слову, у платья Нади Шевелевой особая история. Брыльска его ненавидела и считала старомодным, но ее мнения особо никто не спрашивал. Поскольку бюджет у картины был небольшой, стилисты «Мосфильма» отыскали в костюмерной платье, которое снималось в фильме «Опасный поворот» (1972), и в результате вещь стала культовой. 

Дочь Брыльской получала знаки о приближающейся смерти

Казалось, Барбара была счастливой женщиной, ведь не зря ей завидовали и подражали все женщины СССР. Однако и в семью актрисы пришло горе. Причем самое страшное – потеря ребенка. Ее единственная дочь – 20-летняя красавица Бася – погибла в автомобильной катастрофе. Автомобиль, в котором она ехала со своим другом, потерял управление и врезался в дерево. На водителе – ни царапины, а девушку похоронили. 

Бася была поздним ребенком. Брыльска родила ее в 32 года после того, как уже отчаялась иметь детей. Говорят, что до рождения дочери у нее было несколько выкидышей, потому появления малышки она восприняла, как чудо. Она и росла настоящим чудом – девочка взяла от отца и матери их красоту и талант. В 15 лет она дебютировала в кино и в то же время начала модельную карьеру. 

Сначала портреты дочери Брыльской публиковал польский глянец, а позже она начала карьеру модели в солидном агентстве, благодаря чему успела поработать в Японии и собиралась ехать на показы в Нью-Йорке. Параллельно девушку звали работать в кино. Сам Ежи Гофман хотел пригласить Барбару Космаль на роль в свой фильме «Огнем и мечом» (ее потом сыграла актриса Изабелла Скорупко). Но не успел.  

Бася Космаль могла бы стать известной моделью и актрисой, но не успела. Фото: kino-teatr.ru

Судьба не раз давала знаки о том, что с Басей что-то неладно. Еще в школе одноклассница, увлекающаяся хиромантией, заметила, что у той очень короткая линия жизни. После этого Бася сообщила матери, что скоро умрет. А еще девочке постоянно снились сны, в которых ее убивали. Мать, как могла, развеивала эти ужасы. Хотя сама в тот момент вспоминала предсказание гадалки, сделанное еще, когда Бася была совсем маленькой. Как пишут СМИ, гадалка прорекла: «Не будет двух Барбар в вашей семье. Одной придется уйти». Примечательно, что когда девочка родилась, мать хотела назвать ее русским именем Наташа, но супруг настоял на том, чтобы новорожденную записали как Барбару. 

За полгода до смерти Баси, ее вместе с другом Ксаверием Жулавским (сыном польского режиссера) в центре Лодзя сбил автомобиль. Парню – ничего, а у Космаль – перелом ноги и вывихи. Ей бы сделать вывод, но когда в роковой день 14 мая тот же Жулавский предложил Басе отвезти ее домой со съемок на своем новом автомобиле, она согласилась, хотя должна была возвращаться поездом.

На тот момент парень всего неделю как ездил на новом «Опеле», подаренном родней, и очень хотел похвастаться перед красавицей. И она неосмотрительно согласилась. Позже, когда велось следствие, водитель рассказывал, что в момент аварии отвлекся – менял кассету, машина вильнула, девушка попыталась инстинктивно выровнять руль и подставила себя всю под удар. Она перестала дышать в 21:30, и в этот момент в доме Брыльской остановились часы. 

Не наложила на себя руки только ради сына

Актриса была так шокирована произошедшим, что утратила желание жить. Она не наложила на себя руки только ради сына Людвига-младшего, которому на тот момент было всего 11 лет. Мальчик, мгновенно повзрослев, умолял: «Мамочка, живи ради меня!» И она жила – на таблетках, в постоянной депрессии, но жила. И только появление внуков как-то примирило актрису с прошлым.

В продолжении «Иронии судьбы» постаревшая Брыльска играла скорее ради денег, чем ради искусства.

После страшной потери актриса практически перестала сниматься в кино и начала сторониться больших скоплений людей. Даже в продолжении «Иронии судьбы» она согласилась играть больше из-за денег, нежели из-за желания появиться на экране. И что интересно, если изучать фильмографию актрисы, в 2000-х она снималась исключительно в российских фильмах («Даун хаус», «Присутствие велли», «Адмирал»). А в 2006 году сыграла главную роль в украинской мелодраме «Странное Рождество» у ныне уже покойного режиссера Макса Паперника. Ее партнерами по фильму были Богдан Ступка, Ольга Сумская и Владимир Горянский. Последний раз Брыльска вышла на съемочную площадку семь лет назад в сказке «Тайна четырех принцесс».

В 2006 году Барбара Брыльска сыграла в украинском фильме «Странное рождество»

Свою старость легенда кино предпочитает проводить в собственном домике неподалеку от Варшавы. Кто-то подумает, что актриса живет во дворце, но, как она сама рассказывала, дом, купленный ею по случаю, старенький и с удобствами во дворе. Но женщине этого вполне хватает. «Я смотрю на сегодняшний день и стараюсь не забегать дальше будущей недели. Я приучила себя жить тем, что имею сейчас«, – мудро заявляет Барбара Брыльска.

Когда актрисе исполнилось 75 лет, журналисты поинтересовались у нее мечтами о подарках. «Что бы я попросила на день рождения? – грустно улыбнулась звезда «Иронии судьбы». – Лекарства от возраста«. 

Последние годы новости о Барбаре Брыльской приходят неутешительные. У пожилой женщины обнаружили рак языка, с которым она активно боролась и вроде успешно. Когда мир накрыла эпидемия коронавируса, актриса вообще перестала выходить из дома. Единственный, кто ее навещает – это сын и внуки. «Старость – это трагедия и, как говорила когда-то моя мама, большое свинство«, – однажды сказала актриса. А посему не стоит вдаваться в подробности существования пожилой звезды, а лучше лишний раз пересмотреть фильмы с ее участием, те, где она молодая, красивая, нежная и утонченная. 

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть