Культура

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Юлы»

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

Четвертая кинопремия “Золотая Юла”, несмотря на онлайн-формат через известные обстоятельства, вновь подарила интригу и неожиданные решения.

К тому же, именно после нынешней церемонии у нас появились четверо двукратных лауреатов.

Наверняка все было известно разве что в главной номинации. “Мои мысли тихие”, несмотря на вполне серьезного конкурента — фильм “Дом”, который опережал ленту Лукіча на две номинации и вообще имел их рекордное количество (11), могли объявлять победителем задолго до 3 мая. За эту ленту зритель проголосовал — присутствием в кинотеатрах и гривной. До картины Наримана Алиева трудно предъявить какие-то претензии, она нарушает и напоминает о ряд очень острых проблем, но сосредоточена главным образом на одном — оккупации Крыма и трагедии крымских татар. Это болит Украине вот уже более шести лет, но будем откровенны: не каждый из нас просыпается каждое утро с мыслью о Крыме.

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

Зато в “Моих мыслях…” выписано реальное украинское настоящее с его драматическим, грустным и смешным, а во всех без исключения героях, их историях много украинцев легко узнают себя и собственные обстоятельства. Умножим это на простой, но продуманный сюжет, такие же диалоги, где нет ни одного лишнего слова, и отличную актерскую игру — и в итоге получим таки, пожалуй, действительно лучший фильм года. Драма, печаль и смех в картине неотделимы друг от друга, как и в нашей жизни. Ирма Витовская и Андрей Лидаговский составили отличный экранный дуэт, их герои действительно цепляют, за них переживаешь и хочешь, чтобы с ними все было хорошо, как в сказке. Очаровательная Ирма Витовская снова сумела поразить всех, поэтому вариантов в категории “Лучшая женская роль” тоже практически не было. Год назад Витовская блестяще сыграла бабу Прісю в постапокалиптической-чернобыльской драме “Брама”, оказав чрезвычайно сильное впечатление благодаря своей игре и непевершеній работе художницы по гриму Екатерины Струкової, за что обе получили по “Золотой Дзыге”. Таким образом, в этом году Витовская стала одной из вышеупомянутых четырех двукратных победителей и одной из двух, которые получили награду второй раз подряд.

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

Ахтем Сеітаблаєв заслуженно получил статуэтку за фильм “Дом”, где он в привычной для его героев кратком манере сыграл крымского татарина Мустафу, который стремится придерживаться обычаев и традиций своего народа, невзирая на любые, даже трагические обстоятельства. Как и во многих своих предыдущих фильмах, Сеітаблаєв гораздо больше выражает мимикой, взглядом, выражением глаз, движениями и т. п, а говорит за ситуацией ровно столько, сколько надо и когда надо. Однако это совсем не мешает нам понимать и сочувствовать этому персонажу, который, как и остальные, надолго откладываются в памяти. Теперь будет очень интересно посмотреть и следующие кінопроєкти, в которых он будет принимать участие, в частности ленту “Номера”, где он задействован в качестве сорежиссера вместе с Олегом Сенцовим. Сейчас награда за работу в “Дом” тоже стала для Сеитаблаева второй — первую он получил как один из создателей “Киборгов”, что их в позапрошлом году признали лучшим фильмом.

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

В то же время в номинации “Лучшая женская роль второго плана” все было уже не так однозначно. Примерно равные шансы на победу имели трое — Ирина Веренич-Островская (“Мои мысли тихие”), Лариса Яценко (“Домой”) и Наталья Сумская (“Черный ворон”), которые смогли запомниться на фоне главных. Решающую роль здесь могло сыграть то, что гадалка Евдокия в исполнении Сумской — из очень немногих, на кого интересно смотреть в фильме Тараса Ткаченко, хотя и ее историю могли бы детализировать и экранного времени немного докинуть. И вопрос здесь, собственно, не к актерам, а к сценарию, да и вообще канонов, по которым снимают украинское историческое кино уже почти тридцать лет, и которые крайне нуждаются в изменениях. Камерные исторические ленты (В частностилеся Янчука) в начале, когда зрительном общественности важно было просто донести информацию о неизвестных и перебріхані страницы украинской истории, были нужны и приемлемы. Но реалии изменились, и подходы к историческому кино надо пересматривать. Как это надо делать, нам намекнули “Захар Беркут” и в определенной степени “Цена правды”. Однако это уже тема отдельного разговора.

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

В другоплановій мужской номинации награду получил Виктор Жданов, сыграв интересного и, в отличие от “Киборгов”, — менее однозначного героя в “Вулкане”. Здесь вопросов нет, хотя у меня бы не вызвала возражений и победа молодого Рэмзи Билялова — в “Домой” он совсем не потерялся на фоне Сеитаблаева. Что же до самого фильма “Вулкан”, то это история очень камерная, что впрочем, отнюдь не отрицает достоинств картины, в частности неплохих актерских работ, кроме собственно Жданова. Последний в свою очередь тоже пополнил ряды двукратных обладателей “Золотой Волчка”, уже имея в своем активе приз за “Киборгов”.

Зато награда лучшему режиссеру заставила вспомнить о противоречиях, которое случается иногда и во время вручения престижных кинопремий, не минуя и “Оскар”. Речь идет о ситуации, когда постановщик ленты, которую признали лучшей, не получает за нее награды как режиссер. Простая логика диктует: к тому, что картина лучшая, приложил усилия прежде всего режиссер. А по большому счету, сюда нужно относить еще и сценариста, оператора и, по меньшей мере, одного актера. В противном случае — почему эта лента лучшая, что в ней выделить? Желание киноакадемиков, пусть там из какой они страны, отметить как можно больше достойных фильмов (другие в шорт-листов не должны попадать по определению) понятно, однако логики и справедливости все же больше в решении “самый Лучший фильм — лучший режиссер — лучший сценарист” (оператора вычеркнем, пусть). Здесь надо заметить, что в случае с Четвертой “Золотой Волчком” вмешались еще одно обстоятельство, а именно начатая в этом году номинация “Открытие года”. Приз в ней получил именно Антонио Лукич, получив к тому же еще и приз как соавтор сценария вместе с Валерией Кальченко. Очевидно, именно поэтому победу в режиссерской категории с легким сердцем отдали Нариману Алиеву за фильм “Дом”.

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

И если уж вспомнили о трех двукратных лауреатов, сразу скажем и о четвертом — художника-постановщика Владлена Одуденка, который получил статуэтку за “Захара Беркута”. Успех Одуденка отличает, во-первых, то, что в этом году он соревновался в своей номинации с самим собой — Владлена выдвинули и за фильм “Дом” — а во-вторых, он, как и Ирма Витовская, получил “Волчок” во второй раз подряд: в прошлом году отметили его работу над картиной “Дикое поле”. И если в последний избытка деталей нет, то в “Захаре Беркуте” через его жанровую специфику, наоборот, — много, и практически каждому уделено должное внимание. К кому в экранизации повести Франка нет вопросов, то это к художнику.

Как и к связанным с этой номинацией наград за лучший грим и костюмы, что их также уверенно взял этот исторический блокбастер (соответственно Алла Леонова и Антонина Белинская). Поэтому все, что касается визуала, в этом фильме отработали на “отлично”. А вот относительно сценария и отдельных кастинговых решений можно спорить.

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

Награды за музыку и песню ожидаемо пошли к “Гуцулки Ксени”. Выбор в пользу Тимура Полянского и Фрик-кабаре Dakh Daughters попал в “десятку”. В итоге и музыка в целом, и композиция “Нимфа-Русалка” в частности стали настоящим украшением ленты, которая оставляет приятное послевкусие. Подобные впечатления на меня произвели “Благородные бродяги”, пусть то было и другое по жанру кино. Ну а “Гуцулка Ксеня” на сегодня — однозначно в Топе лучших украинских кіномюзиклів.

А вот в какой категории было трудно отдать кому-то предпочтение, так это операторская. Все трое — Вадим Ильков (“Вулкан”), Юрий Король (для которого “Захар Беркут” стал уже третьей номинацией после “Киборгов” и тех же “Благородных бродяг”) и Антон Фурса (“Домой”) отработали безупречно: удачные ракурсы, крупные планы, камера нигде не опаздывает, зритель не теряется и всегда в центре событий. Итак, награду можно было присуждать каждому из них, и ни в коем случае возражений не было бы.

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

А вот решение еще в нескольких технических номинациях выглядят довольно противоречивыми. Речь идет прежде всего о наградах для “Фокстера и Макса”. Если приз за монтаж еще можно кое-как принять (хотя, по моему мнению, в “Моих мыслях…” и “Домой”, над которыми работал Александр Черный, он по крайней мере не хуже), то лучшие визуальные эффекты… извините. Если это был аванс создателям за смелость и попытку в очередной раз освоить фантастический жанр в украинском кино, то после просмотра ленты его трудно понять. Так, в компанию к неудачному “Бобота и энергии Вселенной” “Фокстера и Макса” не причислишь, но и чем-то примечательным она не впечатляет. Как и спецэффекты в ней. Эта жанровая сфера, как и ранее упомянутая историческая, тоже нуждается в интересных сценарных идей и больших инвестиций. На статуэтку в этой номинации скорее заслуживал “Захар Беркут”, где повторюсь, вопросов к визуальной составляющей вообще нет.

Еще одна техническая номинация, где с выбором украинских киноакадемиков можно поспорить, хотя и не так радикально, — это лучший звук. Интереснее и профессиональнее, как на меня, с ним поработали в “Гуцулці Ксени”, чем в “Вулкане”. Но здесь, как и в случае с монтажом, с окончательным решением все же можно согласиться.

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

В номинации “Лучший документальный фильм” стоит отметить интересную сюжетную идею для победителя — картины “Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго”. Рассказ о хор коммунальщиков достойна внимания, а вопрос, согреет народная песня вместо холодной батареи, создает неплохую интригу, и к тому же, к сожалению, является актуальным для нас каждой зимой.

На короткий метр, как и ранее, хронически не хватает времени, поэтому здесь о выборе Украинской киноакадемии мне сказать что-то сложно.

Следовательно, остается “Премия зрительских симпатий”, вероятно, — наиболее субъективна из всех номинаций, ведь объединила в своем шорт-листе фильмы от “Цены правды” до “Свингеров”. Лично я отдал предпочтение “Захару Беркуту”. Решение в пользу “Крут 1918” могу понять, ведь это же время трагический и героический эпизод украинской истории всегда будет чувствительным для нас. И фильм Алексея Шапарева есть за что хвалить. Однако несколько хорошо снятых сцен и одной действительно сильной актерской работы (Виталий Салий в роли генерала Муравьева) все же маловато для признания лучшим, особенно в сравнении с той же “Цене правды”, “Захаром Беркутом” и даже неидеальным “Запрещенным”.

“Мої думки тихі”, “Захар Беркут” і “Вулкан”: підсумки Четвертої “Золотої Дзиги"

И в завершение — несколько слов о будущем, точнее следующую, Пятую “Золотую Стрекозу”. Не исключено, что ее формат снова претерпит изменений, ведь когда в Украине возобновится активный кинопроцесс, пока неизвестно. А потому, и будет из чего выбирать киноакадемикам в 2021-м, — большой вопрос. Возможно, придется давать зеленый свет широким просмотрам онлайн и, соответственно, позволять этим фильмам отбор на “Золотую Стрекозу”, — этим путем уже пошла Американская киноакадемия. Возможно, урезать количество претендентов в номинациях, где их больше трех, а то и само количество номинаций, хотя этого не хотелось бы. Поэтому будем надеяться, что выбор в следующем году будет по крайней мере не хуже, чем нынешний, который подарил нам ряд действительно сильных, интересных, хорошо снятых и сыгранных картин. С этим пожеланием — до следующей “Золотой Волчка”!

Михаил Коронкевич, Киев

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть