Александр Турчинов: Национальная безопасность Украины: вызовы и приоритеты

By 17.08.2016Политика

Олександр Турчинов: Національна безпека України: виклики та пріоритети

В условиях двухлетней российской агрессии, направленной на уничтожение независимости и свободы Украины, наше государство восстановила свой военный потенциал и стала бастионом на пути Путина в Европу.

Уже два года Украина противостоит российской агрессии. Оккупационные войска стремятся реализовать стратегию Путина по уничтожению нашей независимости и свободы. В то же время, Украина продемонстрировала свою субъектность, за короткий период восстановила свой военный потенциал и стала бастионом на пути Путина в Европу.

Для того чтобы эффективно противостоять российскому агрессору, нам необходимо ясно осознавать картину, понимать место и роль нашей борьбы в глобальном измерении. Российская агрессия в Украине, войны на Ближнем Востоке, нестабильность и военные конфликты в Северной Африке, рост напряженности в отношениях между государствами Восточной Азии, агрессивные провокации КНДР, международный терроризм является симптомом кризиса глобальной системы международной безопасности, что со временем только усугубляется.

Вполне вероятным является рост масштабов и интенсивности этих конфликтов, возникновения новых зон нестабильности с все более широким привлечением ведущих государств до военного противостояния. Такая опасная тенденция может привести к возможности общемирового военного конфликта, который может представлять собой как полномасштабную войну, так и систему локальных и региональных конфликтов разной степени интенсивности, по результатам которых произойдет формирование нового мирового баланса сил.

Эта нестабильность, как уже бывало в истории, сопровождает смену технологических укладов. Радикальные прорывы достигнуты в хранении в производстве электроэнергии, информационных технологиях, биологии и медицине, производстве принципиально новых материалов, а также связанных с этим новых военных и безопасности технологий и соответствующих изменений в формах и методах ведения современных войн.

Мир находится на этапе трансформации и формирования новой модели управления глобальными процессами. Существенно возрастает вес человеческого, прежде всего интеллектуального ресурса, значение отдельных элементов инфраструктуры, а именно информационно-телекоммуникационных, транспортных, финансовых, институциональных.

Трансформируется роль природных ресурсов. Принципиальным требованием становится экологичность и эффективность их использования. Все это происходит на фоне глобальных климатических изменений, роста количества и масштабов природных катаклизмов.

На наших глазах началось завершение эры нефти. Как отметил еще в прошлом веке саудовский министр нефти Заки Ямани, каменный век кончился не потому, что на Земле закончилось камни». Традиционные углеводороды сыграли свою историческую миссию и постепенно вытесняются новыми источниками энергии, прежде всего возобновляемыми, и энергоэффективными технологиями. Неучет этих процессов отбрасывает страну на периферию мирового развития.

В региональном измерении опасность угроз усиливается из-за кризиса Европейского проекта. Население Европы стареет, что обуславливает потребность в привлечении трудовых ресурсов извне. В то же время, европейские общества могут обеспечить органичную интеграцию мигрантов в условиях невиданных по масштабам со времен Второй мировой войны миграционных процессов. Кризисные явления усиливают противоречия между общеевропейскими и национальными интересами. Результаты консультативного референдума в Нидерландах (апрель 2016 года) обусловлены не столько отношением граждан этого государства в Украину, сколько их недовольство процессами, которые происходят в ЕС. Еще более наглядным следствием этих процессов стал Brexit. Этот кризис не является первой и вряд ли будет последней. Европа – живой организм, который может преодолеть свои проблемы и выйти из кризиса обновленным и более сильным чем раньше. Но для этого необходимо реалистично оценивать и оперативно реагировать не только на внутренние проблемы, но и на внешние вызовы.

Внутренняя слабость единой Европы усиливает ее уязвимость перед российской угрозой и международным терроризмом, которые в совокупности составляют экзистенциальный вызов Европейской цивилизации, который осознан далеко не всеми. Европейская внешняя политика и политика безопасности является инерционной и реактивной, ее отличительной чертой стала «мягкость без силы». События 2008-2016 лет убедительно доказали, что в современном мире даже огромная экономическая мощь, сила права и убедительность успешной общественной модели не гарантируют защищенности от гибридных угроз, а бесстыдное применение жесткой силы дает результат, если не встречает достойного сопротивления.

В этих условиях вновь, как и во времена Холодной войны, ключевой является роль США как ведущей демократии мира и гаранта международной безопасности. США и возглавляемые ими альянсы, прежде всего НАТО, является глобальной силой, способной сделать невозможным возвращение мира к временам великого противостояния демократии и тоталитаризма, которое стоило жизни десяткам миллионов людей как в Европе, так и в Азии во время последней мировой войны. Зато в самих США в ответ на кризис глобализации усиливаются изоляционистские тенденции, традиционный внешнеполитический курс Вашингтона после президентских выборов может претерпеть существенных изменений. Поэтому надежды на американскую политику безопасности «зонтик» без проведения собственной политики защиты национальных интересов являются легкомысленными и инфантильными.

Вышесказанное хорошо осознают в ведущих столицах мира. И если государства Запада и Китай в условиях латентного противостояния пытаются использовать технологические изменения и экономический потенциал для обеспечения своих стратегических интересов, то руководство России действует на основе права силы как первого и последнего аргумента. В то же время ресурсы РФ стремительно тают, и нынешняя попытка геополитического наступления – может стать прелюдией конца путинского режима. Важной особенностью текущего кризиса является наличие в имперско-шовинистической России ядерного оружия и демонстративная готовность к ее использованию в качестве ultima ratio. Право вето в Совете Безопасности ООН позволяет России блокировать использование международно-правовых механизмов предотвращения агрессии, предусмотренных Уставом ООН.

Российская внешняя политика и политика безопасности определяется противоречивым влиянием двух основных факторов: ностальгией по имперским величием и попыткой дестабилизировать рынки нефти и газа для восстановления сверхдоходов от высоких цен. Оба эти факторы по сути являются иррациональными, поскольку базируются на некритичном восприятии міфологізованого прошлого и не учитывают объективные современные тренды.

Уже с 2012 года российская экономика, несмотря на высокие на то время цены на энергоносители и отсутствие торговых ограничений начала демонстрировать признаки вхождения в рецессию. Социальный контракт времен 1-го и 2-го сроков В.Путина, который предусматривал отказ населения от реальных политических прав и свобод в обмен на неуклонный рост социальных стандартов, больше не мог выполняться. В этих условиях Кремль, как и в начале XX века, нашел выход в раздувании милитаристских и шовинистических настроений в обществе.

Формируя у своих границ зоны замороженных и горячих конфликтов и дестабилизируя соседние государства, Россия в сознании кремлевских реваншистов неуклонно проводит политику усиления собственных позиций в преддверии глобального конфликта. Наиболее опасным является то, что Кремль надеется победить в предстоящем противостоянии с несравненно более сильным противником, что невозможно без превентивного применения ядерного оружия. Такой подход приводит к отвлечению гигантских ресурсов на милитаризацию, что только усугубляет и так непростую экономическую и социальную ситуацию в России.

Несмотря на иллюзорность мотивов, российская агрессивная внешняя политика сегодня опирается на довольно мощные материально-технические и военные ресурсы и средства и имеет реальные результаты. Сегодня Кремль принимает все меры к восстановлению прямого контроля над государствами, территории которых некогда входили в Российской/советской империи. Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан, страны Южного Кавказа и Центральной Азии – это первоочередные объекты российской агрессии. В качестве инструментов «принуждения к дружбе» Россия использует энергетические ресурсы, экономические рычаги, искусственные объединения, такие как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, а по необходимости, как это было в 1992 году в Молдове, в 2008 году в Грузии и есть с 2014 года в Украине, – и прямую военную силу. Ситуацию осложняет и то, что экономики и политические системы этих стран является недостаточно реформированным, оборонные и опасные способности не соответствуют масштабу российской угрозы, эти государства не интегрированы в ЕС и НАТО и не могут полагаться на внешние гарантии безопасности.

Вместе с тем, целью Кремля на европейском направлении, в отличие от времен доминирования коммунистической доктрины, является не столько получение непосредственного контроля над свободными странами Европы, сколько разрушение единства ЕС и превращения его составляющих на коррумпированные автократии, по своей сути подобные путинской России. Союзниками Кремля при этом объективно становятся радикальные политические силы всего спектра – от коммунистов до фашистов.

Поддерживающие авторитарные тенденции в регионе, в том числе прямо финансируя антидемократические политические силы, коррумпируя элиты, активно используя криминалитет, Россия выступает фактором разрушения международной безопасности, общественного регресса и деградации.

В российской агрессивной стратегии Украина занимает ключевое место. Без ее полного подчинения задачей Кремля успешное продолжение агрессивного внешнего курса РФ невозможно.

Как и почти 100 лет назад, Россия нуждается в мощности украинской промышленности, прежде всего ОПК, заменить которые Кремлю не удалось за 25 лет после распада СССР. Для получения хоть каких-то шансов на успешность противостояния с НАТО российские вооруженные силы должны укрепиться на украинских территориях, по крайней мере по берегу Днепра. Спасение российской экономики, стремительно деградирует, по замыслу кремлевских стратегов требует привлечения украинских ресурсов, в частности рук и мозгов миллионов украинцев.

Битва за Украину для путинской РФ, как и для ленинской РСФСР, – поворотный момент. Если Кремль победит, то система европейской безопасности будет окончательно разрушена, а перед русскими войсками откроется путь дальше на Запад. Если Украина выстоит – расползание войны будет остановлено.

Россия активно использует парадигму гибридной войны, то есть комплекс скоординированных и увязанных общим замыслом дипломатических, информационных, военных и экономических мероприятий, направленных на реализацию агрессивных целей имперской политики.

Во-первых, парадигма гибридной войны направлена на подрыв и разрушение всего комплекса общественных отношений в объекта агрессии, уничтожение воли к сопротивлению. Помним об этом особенно сегодня, когда комплексная дестабилизация является основным инструментом агрессии РФ против нашего государства. Наряду с оккупацией Крыма и прямой военной агрессией на Донбассе в ход идет все: от коррупции и организованной преступности, поддержанных профессиональным арсеналом российских спецслужб, до специальных кибер и информационных операций. Российские спецслужбы активизировали работу в радикальных средах и стремятся направить нередко оправданное недовольство людей для разрушения нашего государства.

Во-вторых, гибридная война, с одной стороны, является самостоятельной парадигмой ведения боевых действий, а с другой, может рассматриваться как комплекс мер предвоенного периода, предшествующего началу открытой широкомасштабной военной агрессии. Это следует четко осознавать и учитывать во время военного планирования.

В-третьих, примененные во время гибридной войны средства являются высоко латентными, их сложно идентифицировать, а еще сложнее нанести удар в ответ. Классическим уже стал выражение «нас там нет». Например, разрушая инфраструктуру жизнеобеспечения в Сирии, российская авиация стимулировала миграционные потоки в Европу, фактически открыв новый фронт против Запада. В то же время, доказать наличие такого замысла и ответить на него крайне сложно для современных демократических государств.

Российская агрессия является самой угрожающей опасностью для будущего Украинской государственности, нашего суверенитета и территориальной целостности. РФ укрепляет армейских корпуса на оккупированном Донбассе, обеспечивает их современной военной техникой и оружием. Только по официальным заявлениям министра обороны РФ С.Шойгу, вблизи границ Украины осуществляется развертывание трех новых дивизий. На западном направлении в дополнение к уже развернутых войск формируется одна танковая и две общевойсковые армии. Мощная группировка войск наступательного характера создан в оккупированном Крыму. На его вооружении находятся ракетные комплексы и самолеты, способные нести ядерное оружие, а инфраструктура для ее хранения в Крыму восстанавливается быстрыми темпами.

Спецслужбы РФ ведут упорную работу по дестабилизации Молдовы. Если им это удастся, то можно ожидать на быстрое образование опасного источника нестабильности в Приднестровье и значительное наращивание российского военного потенциала у юго-западных границ Украины. Россия пытается усилить свое военное присутствие в Беларуси.

Исходя из стратегического намерения Кремля подчинить наше государство, ситуация может развиваться по следующим основным сценариям.

1. Военный сценарий – полномасштабную военную агрессию, которая сейчас является самой проблемной и опасной для самого Кремля, но к осуществлению которой ВС РФ упорно готовятся;

2. Гибридный сценарий, который на сегодня остается наиболее вероятным.

Этот сценарий предполагает продолжение боевых действий малой интенсивности на Донбассе, что не исключает возможности локальных наступательных операций российских регулярных и иррегулярных подразделений, а также подрывную деятельность на остальной территории Украины. При этом россияне сознательно и системно нарушают Минские соглашения, постоянно обстреливая позиции наших войск, в том числе из тяжелого оружия, запрещенного этими соглашениями. Это оружие нередко прячут среди жилых кварталов, намеренно подвергая опасности мирных украинцев, страдающих под оккупацией. Только за один день оккупационные войска тратят от 1 до 10 тонн боеприпасов.

Мы должны быть готовы к реализации каждого из этих сценариев.

Долгосрочный характер российской угрозы на фоне устойчивых тенденций к росту нестабильности в Европе и мире формируют внешнюю безопасность среда вокруг Украины и определяют наивысший приоритет политики национальной безопасности в государственной политике Украины.

Только успешная и последовательная политика, которая исходит из максимально эффективного использования собственных ограниченных человеческих, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, неуклонное продвижение в направлении европейской и евроатлантической интеграции, а также всестороннее развитие взаимодействия со стратегическими союзниками, в том числе в сфере налаживания военно-технического сотрудничества, позволит защитить интересы Украины и создать синергетический эффект национального единства и международного сотрудничества.

При этих условиях высшим национальным приоритетом является дальнейшее укрепление сектора безопасности и обороны. Во время внешней агрессии развитие Вооруженных Сил, Национальной гвардии, Службы безопасности Украины, правоохранительных и разведывательных органов является без преувеличения условием выживания независимой Украины и ее прогресса. На этом нельзя экономить деньги. Финансы не будут нужны, если мы не сможем защитить государство.

Военная реформа должна обеспечить полный отказ от российско-советского отношения к солдату как к пушечному мясу и введение главного принципа НАТО – безусловной важности сохранения жизни военнослужащих при выполнении боевых задач. Прохождения военной службы должен открывать социальные лестницы, стать обязательным условием для политической или государственной карьеры, быть общественно престижным и материально привлекательным.

Вместе с тем следует усилить демократический гражданский контроль над сектором безопасности и обороны Украины. Политики должны не только контролировать военных, но и нести свою долю ответственности за принятые ими решения и их последствия.

За эти два года сделано немало. Фактически из руин восстановлены Вооруженные Силы Украины. Происходит постепенная профессионализация нашей армии. Только за семь месяцев 2016 года почти на 40% увеличилось количество контрактников. Уже во втором полугодии 2016 года все мобилизованные должны вернуться домой. Но в случае серьезного обострения на фронте новая мобилизация будет объявлена немедленно.

В условиях противостояния с РФ Украина не может отказаться от призыва. Потребность в подготовленных резервах является слишком большой и критичной для выживания государства.

Впервые в истории независимой Украины осуществлен комплексный обзор сектора безопасности и обороны, на основе которого Совет национальной безопасности и обороны Украины принял систему стратегических документов в сфере безопасности и оборонного планирования.

В частности, принято новую Стратегию национальной безопасности Украины, в которой определены приоритетные задачи защиты нашего государства и безопасности ее граждан. Стратегия определяет, что залогом национальной безопасности и восстановления территориальной целостности Украины есть мощные Вооруженные Силы Украины, другие образованные согласно законам Украины военные формирования, которые обеспечены современным вооружением и военной техникой, активная внешнеполитическая деятельность, эффективные разведывательные, контрразведывательные и правоохранительные органы.

Новая Военная доктрина Украины определяет главной целью военной политики Украины создание условий для восстановления территориальной целостности государства, его суверенитета и неприкосновенности в пределах государственной границы Украины. Также этот документ четко определяет военных партнеров, а также военного противника, которым сегодня является Российская Федерация.

Впервые в истории Украины утверждена Концепция развития сектора безопасности и обороны Украины, которая определяет взаимосвязаны по единому замыслу направления и приоритеты развития сектора безопасности и обороны как целостной системы. Документом определены основные задачи и этапы реформирования всех субъектов сектора безопасности и обороны.

Стратегический оборонный бюллетень Украины развивает и конкретизирует положения Стратегии национальной безопасности Украины, Военной доктрины Украины, Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины и является завершающим документом в цикле оборонного планирования. Бюллетень определяет конкретные мероприятия по реформированию ВСУ и других сил обороны.

Стратегия кибербезопасности Украины впервые устанавливает распределение ответственности органов сектора безопасности и обороны в сфере кибербезопасности, предусматривающий создание координационного механизма в этой сфере, определяет направления и приоритеты развития способностей кибернетической защиты и обеспечения кибербезопасности.

Углубляется сотрудничество с НАТО, последовательно внедряются стандарты Альянса в секторе безопасности и обороны Украины. Вместе с партнерами создано шесть новых трастовые фонды, к процессам развития сектора безопасности и обороны привлечены эксперты из государств-членов НАТО, развивается военно-техническое сотрудничество с этими государствами. На Варшавском саммите Нато принято решение о предоставлении Украине Комплексного пакета помощи.

Приобрел мощного импульса развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса, который превратился в один из приоритетных секторов экономики. Целью реформирования ОПК является обеспечение Вооруженных Сил Украины и других военных формирований современным вооружением и военной техникой. Совет национальной безопасности и обороны Украины определил основные направления развития ОПК и задачи по обеспечению ВСУ, других воинских формирований современным вооружением и военной техникой.

Должно стать безусловным приоритетом восстановление ракетного щита Украины, увеличение боевого потенциала артиллерийских систем и восстановление надежной ПВО, производство боеприпасов, развитие систем телекоммуникаций, автоматизированных систем управления войсками и разведки.

Реформируется система Министерства внутренних дел Украины. Создано Национальную полицию, основная задача которой – защита прав, свобод и законных интересов граждан. Сегодня Национальная полиция несет тяжелый груз ответственности за борьбу с преступностью, масштаб которой уже начинает угрожать национальной безопасности.

Сформирована Национальная гвардия Украины как воинское формирование с правоохранительными функциями на принципиально новой европейской основе. Развиваются Государственная пограничная служба, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям и Государственная миграционная служба как составляющие системы Министерства внутренних дел.

В соответствии с требованиями Конституции Украины реформируется система досудебного следствия, создано институциональную основу для усиления борьбы с коррупцией.

Формируется национальная система кибербезопасности и киберзащиты, которая должна обеспечить оперативное и адекватное реагирование на киберугрозы. Четко определена ответственность составляющих этой системы. При Совете национальной безопасности и обороны Украины начал свою деятельность Национальный координационный центр кибербезопасности. В государстве разворачивается Национальная телекоммуникационная сеть.

Начато реформирование разведывательных органов. Создан Объединенный комитет по вопросам разведывательной деятельности при Президенте Украины, разработан и утвержден Главой государства Национальную разведывательную программу Украины на период до 2020 года. Завершается создание системы обеспечения видовой информации органов сектора безопасности и обороны и других потребителей, увеличиваются возможности аэрокосмической разведки.

В сотрудничестве с экспертами ЕС и НАТО разработан проект концепции реформирования СБУ, который учитывает европейские принципы функционирования спецслужб и отечественный опыт противостояния российской агрессии.

Формируется сектор безопасности и обороны Украины как целостная система, объединенная единым руководством. Усовершенствован механизм координации деятельности его составляющих. В частности, по решениям Совета национальной безопасности и обороны Украины создан Военный кабинет СНБО Украины, Главный ситуационный центр Украины, активно развивается сеть ситуационных центров органов сектора безопасности и обороны, а также центральных и местных органов исполнительной власти. В частности, ситуационные центры созданы во всех областных государственных администрациях. Эта сеть предоставляет возможность обеспечить координацию и контроль действий государственных органов в режиме он-лайн, а в случае кризисных ситуаций перебирать Главный ситуационный центр государства управление силами и средствами сектора безопасности и обороны Украины.

В целом в течение 2015 и первого полугодия 2016 года в Украине определено стратегическое видение развития системы обеспечения национальной безопасности и сектора безопасности и обороны. В основном сформирована его законодательную и нормативно-правовую базу. Активно реализуются определены стратегические цели реформы. Таким образом, завершен первый этап реформирования системы национальной безопасности и обороны.

Реформа системы обеспечения национальной безопасности и обороны нашла поддержку как большинства граждан Украины, так и иностранных партнеров, прежде всего государств-членов НАТО.

Ключевая задача дальнейшей реализации реформы системы национальной безопасности и обороны заключается в развитии безопасности и оборонного потенциала государства. Особая ответственность за ход реформы возлагается на руководителей органов сектора безопасности и обороны согласно задач, определенных Президентом Украины и Советом национальной безопасности и обороны Украины.

Но все эти реформы возможны лишь на основе успешного экономического развития. А для этого нужно существенно увеличить эффективность государственного аппарата, обеспечить тотальную борьбу с коррупцией, создать благоприятные условия для национального производителя и иностранных инвесторов.

Убежден, мы можем это все сделать. Но главная предпосылка для этого – консолидация и единство нашей нации!

Слава Украине!

Статья опубликована в газете «Голос Украины» 17 августа 2016 года